-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поис?по дневнику

Поис?сообщени??Догадливый_Ми? title=

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообщест?/strong> (Всег??списке: 3) Японск?_кухня ButchFemme We_love_sushi
Читатель сообщест?/strong> (Всег??списке: 2) Венец_Творен? ButchFemme

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хито??посетителе? title=
Создан: 03.07.2006
Записе?
Комментариев:
Написано: 659


Эстетика ?философски?смыс?чайног?ритуал?/b>

Воскресень? 04 Март?2007 ? 11:46
+ ?цитатник
Виенто Само?ценное ?эт?атмосфер?нежности;
само?важное ?не противоречит?другим.
Сётоку Тайс?«Конституц? из 17 пунктов» (604 го?

Если чайн? церемония предполагает создат?
своё небольшо?царств?Будд?на земл?
он?должна начинать? ?нежности души.
?? Судзук?

?окрестностя?Киот?до си?по?найдут? мест??укладо?спокойны??традиционным, гд?люди умею?слушат?шу?горной реки, протекающе?за домо? ?гд? кажется, сама жизн? ?котору?не вторгают? ни рё?автомаши? ни свечение рекламны?вывесо? пребывае??полном согласии ?горной тишино? Сред?таки?во?мест райо?Тогано? на северо-западе от древне?столиц?
 (328x420, 25Kb)

Живописные каменные мост? перекинуты?чере?реку, ступен? поднимающи??древни?буддийским храмам, ?пределах которы?почт?всегда тихо ?безлюдно, многочисленные крохотны?рёканы ?частны?гостиниц??национальном стил? узки?улочки межд?жилыми домами, уютн?вписанными ?горный ландшафт, придаю?этой местност?то?неповторим?японски?колори? которы?оставляет ?душе куда боле?глубокий след, нежели деловиты??суетны?улиц?современного Токи?
Древни?буддийские храм?Тогано? ст?щи?здес?на протяжени?уж?двенадцати столетий, немало интересног?могу?поведать на??судьбе здешни?мест. Один из таки?храмов ?Кодзандз?(Храм Высоко?Горы), построенны??VIII столетии. Мощные стволы древни?деревьев, обнимающие храмовые постройк? едва пропускают солнечны?лучи, внуш? почт?мистическо?чувств?тому, кт?бродит по территории старинного храм? взбирает? по ег?каменным лестница? пытаясь угадат?сюжеты их древне??богато?событиями истори? Храм этот знаменит своими первым??Японии плантациями чая, которы??XIII века стал выращивать здес? ?поднож? горы Така? мона?Мё? приложивши?немало усилий ?для ег?распространения по стране. ?пределах храм??теперь ещ?существует крохотная чайн? плантация, скорее дань па?ти, нежели источник практической выгоды. Выложенные сотн?ле?наза?каменные ступен?подводя??бамбуковой калитк??вход?на огороженну?территорию, гд?аккуратн?подстриженны?куст?чая высажены безупречно ровным??дами; ??до??калиткой ?каменный стол??надписью, не оставляющей сомнений ?особой исторической значимости этог?мест? «Самый первый ?Японии чай».
?слов?сказат? ?храм?хранил? замечательны??весьма необычны?портре?самого монаха Мё?работы художник?Энитиб?Дзёнин (сейчас этот свиток ?це??сохранност?перенесл??музе?. Портре?этот, межд?прочим, известен на Западе, главны?образо? благодаря Ва?Гогу, которы?позаимствова??Энитиб?идею для своего автопортрета ?облике дзэнског?монаха.
Изображённый на свитке мона?сиди??позе лотоса ?закрытым?глазам? ?сост?ни?глубокой медитаци? окружённый, кажется, дремучим лесо? ветв?которого, ка?лиан? оплетают со всех сторон ег?неподвижну?фигуру. Покоем ?внутренней тишино?проникнута он? гармонично вплетённ? ?заросл?ветвей ?стволо? словно вырастающая из ни?
Ча? которы?выращивался здес? считал? лучшим ?Японии. Ег?называли хонтя («истинны?чай»), чтоб?отличить от сортов чая, называемых хи-? («н?чай», «ненастоящи?чай»), культивируемый ?других областя?страны.
Куль?чая, ка?известно, восходит ?древнему Кита? гд?самы?ранние упоминан? ?нё?отно??ещ?ко временам династии Хань (206 ? до ?? ?8 ? ??). Однако ?каки?бы незапа?тные времен?ни уходил?первые сведен? ?ча? истори?ег??Кита?принято начинать со знаменитог?трактата «Чайны?канон», созданного ?757 - 765 года?известны?литераторо?танско?поры Лу Юе?(733 - 803). Не инач?ка?«нектаро?небожителей», «напитко? подобным сладчайшей небесной росе?именуется ча??этой книг? рассказывающей ?ег?происхождени? метода?выращивания ?способах приготовления, ?то? ка?ег?пить, ?необходимо?чайной утвари. Тракта? ка??ег?авто? приобрёл таку?попу?рность, чт?Лу Юй превратился со временем чуть ли не ?объект поклонен?. «Торговц? занимающие? продажей чая, изготовляли глиняны?статуи Лу ? ?возносил?ем?молитв?ка?божеству чая ?надежд?обрест?удач??торговле «божественны?нектаром? (Ци? по: Sen Soshitsu XV. The Japanese Way of Tea. Honolulu, 1998, p.10) - рассказывает об авторе знаменитог?трактата Сэ?Сосицу XV, нынешний глав?чайной школ?Урасэнкэ.
Стихотворные строки Хуан Фужа?, близкого друг?Лу ?, передают то отношени??ча? которо?было характерно для их современнико? За?ти? за которы?застигну?Лу Юй ?стихах друг?- сбор чайных листье? ?само по себе достаточно монотонное ?прозаическое, но исполненно? однако, неотразимого очарован? ?поэзии:

Ты?чи лико?окружают отшельника.
Густые заросл?душистог?чая.
Поглощённому сбором ег?ароматны?листье?
Зате?нном??туманной дымк?сред?кустов ?
Ка?я завиду?тебе!
Горный ли эт?храм, чт?открывается взор?
Разделяем трапез?возл?чистог?источник?сред?скал ?
Прозрачный ды?поднимается от ог?.
Звук?музыки чу?тся мн?во всём.

Мистическо?отношени??ча?ка??волшебному напитк? дающем?способност?выходить ?иную ?запредельную, фантастическую - реальность ?общать? ?небожите?ми, ?ещ??больше?убедительность?звучит ?стихах другог?поэт??мастер?чая Лу Дуна:

Перв? чашк?чая освежает губы ?горл?
Со второй чашкой возникае?пр?тн? лёгкость;
?третье??приобретается острот?ум??готовность прочитат??ть ты??свитко?
?четвёрто?чашкой возникае?пр?тн? лёгкость ?приходит избавление от всех телесных недуго?
?тая чашк?очищае?до костей;
Шест? чашк?дари?умение общать? ?Бессмертными;
Седьмая чашк??? эт?уж?слишко?мног? ?мо?тело ?об?тия?освежающег?ветр?

Мы не располагае?точным?свидетельствам?того, ?како?время ча?появился ?Японии. Похоже, однако, чт?уж??эпох?Нара (VIII ве? он бы?достаточно хорошо известен благодаря японски?монаха? посещавшим Кита??невольно вовлечённы??атмосфер?царившег?та?всеобщег?интереса ?чудесном?напитк?
То отношени??«нектару небожителей», какого удостаивал? ча??Кита? гд?он считал? средство? помогающим проникнуть ?иное духовное измерени? преодолеть притяжени?мирски?привязанносте??земных забо? передалось ?японцам. Можн?предположить, чт?для высших слоё?японского общества хэйанско?поры (794 - 1185) ча? будучи отзвуком далёко?танско?культуры, становит? способом обозначить свою причастность ?китайско?цивилизаци? Исполненны?волнующе-экзотическог?аромат? он занимает особое мест??формировании поэтического климат?эпох?
Нову?страницу ?истори?японского чая открывае?буддийский мона?Эйса?(1141 - 1215), которому отводится особ? роль ?распространени?дзэнског?учен? ?Японии. Дважды побыва??Кита? он стал свидетелем огромной попу?рности чудодейственного напитк??этой стране, гд?верили, чт?«есл?употреблять ча?регу?рн? можн?обрест?крыл? ?стат?мудрецом? Однако отношени?самого японского монаха ?ча?лишено поэтизации ?почт?мистическо?ауры, како?этот напито?бы?окружё??Срединно?государств?
Интере?Эйсая ?ча??предельн?прагматический, сводимый главны?образо??целительны?свойства?драгоценного напитк? «его способност?преодолевать демона сн? мешающег?пр?длительных медитация??дзэнских монастырях».
Знан?, которы?Эйса?получи??Кита?относительно чая, способов ег?культивирования, применен? ?лечебных качест?легл??основу трактата, созданного им за го?до смерти (1214 го? ?названного «Кисса Ёдзёки?(«Записки ?пити?чая во имя пользы ?здоров??. «В эт?дн?Конц?Закона,- записывает Эйса??свое?книг?- ча?служит незаменимы?эликсиро?здоров?, обладающим свойство?продлевать человеческую жизн? Произрастает он ?гора??долина? ?то?част?земл? гд?обитаю?духи бого? Мы, люди, пьём ег?для поддержания наши?жизней. Индия ?Кита?давн?уж?пользуют? этим напитком. ?последне?время ??Японии полюбили его».
Озабоченны?выживанием люде???жёлы?времен?Конц?Закона, которы? су? по обилию кровавых ?драматически?событи?японско?истори?конц?XII ?начала XIII столет?, уж? похоже, наступил? Эйса??надеждой дума??ча?ка??панаце?от всех физических недуго?
Привезя из Китая ?1191 году семена драгоценного растен?, способного пр?влять несравненные целебные свойства ?обеспечивать долгую жизн? Эйса?поделился им??упомянуты?уж?монахо?Мё? которы?посади?их на территории храм?Кодзандз??районе Тогано?
Мё? ка?известно, бы?обладателе?металлического чайник??выгравированны?на нё?весьма любопытным перечнем «десяти достоинств чая? свидетельствующи?не только ?широко?спектр?ег?целебных свойст? но ??способност?оказыват?магическое воздействи? обеспечивать защиту ?покровительств?бого?

1. Отсутствие вред?от регу?рног?употреблен?.
2. Божественное покровительств?будд.
3. Милосердие по отношени??младши?
4. Гармонизац? ?ти органо?(печени, лёгких, селезёнк? поче? сердца).
5. Продлени?жизн?
6. Преодолени?сонливости.
7. Освобождение от желани?
8. Избавление от заболевани?
9. Покровительств?синтоистских бого?
10. Спокойстви??самообладани?пере?лицо?смерти.

Похоже, чт?буддийские монахи преуспел??распространени?чая ?стране, иб?уж?XIII-XV века оказалис?свидетелями безудержного всплеска попу?рности напитк? ставшего ?сред?представителей высших сословий частью их досуга. ?самы?давних по?излюбленны?способом времяпрепровожден? знат?были та?называемые моноавас?- игры-конкурсы, развлечения, связанные ?оценко??сопоставлением межд?собо?различны?объектов ?произведений живописи, цветов, ароматически?смесей, вееров ?морски?раковин… Своё мест??этом ?ду занимают ?начале XIV столет? состязания по угадыванию сортов чая, выращенног??то?ил?иной местност? ?точнее, по определени?отличи?хо?? («истинного?чая из района Тогано? от хи-? («н?чая? «ненастоящего?чая, собранного ?иных областя?Японии).
Подобные конкурсы, во время которы?предлагалось иногда до ст?различны?сортов чая, приобретал?характер азартных иг? иб?победитель получа?большу?сумм?дене?ил?удостаивал? призов, ?разнообразии ?оригинальности которы?изощ?лись участник?подобных собраний.
Ду??интересы эпох?не могл?не сказаться на характер?развлечени?самого сёгуна ?ег?окружения. То были роскошны?чайные приёмы ?дорого??изысканной чайной утварь?китайского происхождения (карамоно) ?обильным?угощен?ми, ?танцовщицами ?общими ба?ми.
?рассказе ?дзэнском храм?Дайсэнъи?на?приходилос?упоминат?имя одного из та?называемых добусю (советников по дела?культуры), сост?щего на службе ?сёгуна, - Ноам? которы?благодаря свое?просвещенности приобрёл немало?вл?ни?пр?двор?военного правителя. Вместе ?сыно?(Гэйами) ?прославленны?внуком (Соам? он совершенствова?стил?чайног?ритуал? известны?ка?«Школа Хигасияма?(По наименованию горы, ?поднож? которо?бы?построен Серебряны?павильон). «Ами?придал?чаепит??боле?утончённый ви? Стил? созданны?им? Сэ?Сосицу XV называет «чистейшей амальгамой чайных собраний военно?аристократии, проводимых во имя развлечени??удовольствий, ?чайным ритуалом, имевши?мест??буддийских храмах? ?последни?известно лишь то, чт?он?проводилис?по традиции, какая была принята ?дзэнских монастыря?Китая сунского времен? ча?пили пере?изображением Бодхидхарм??основате? дзэнског?учен? ?из больши?покрытых глазурью ?золото?сосудо?тэммок?(букв. «небесны?глаз?. Других подробностей, кром?те? чт?эт?церемони?проходил?торжественно, ?молчании ??соблюдение?всех формальносте? мы не знае?
Следующи?этап ?истори?чая ?Японии связа??именем Мурата Сюко (1423 - 1502), которы? будучи одни?из самы?одарённы?учеников дзэнског?монаха Иккю, пропитал? ид?ми своего духовног?наставника, поучающего, чт??основе чайног?ритуал?лежи?буддийское учение. Сюко, переосмыслив? по?вл?нием Иккю значение чайног?действ? выводи?ег?на совершенно иной уровен?духовности. Вероятн? благодаря покровительств?Ноам?он бы?рекомендован Ёсимас??качестве чайног?мастер? Согласно «Вакан ?си?(книг??ча? написанн? ?начале XX столет?.), ?беседе ?сёгуно?Сюко замети? «Чай ?эт?не игра, не техник?приготовления напитк? ? те?боле? не развлечение». Он впервы?заговори??чайном ритуал?ка??действ? имеюще?религиозны?подтекст, глубокое духовное содержание, цель?которого являет? «очищени?ум??сердца?
?знаменитом письме ?своему преданному ученик?Фуруит?Харима, владельц?огромног?замк? занимавшем?высоки?пост ?буддийской иерархии, Сюко, рассказывая ?практике чайног?ритуал? выдели?основные ег?принципы:

1. Ва?стил?являет? естественным ?просты?
2. Цвет?гармонирую??обще?атмосферой комнат?
3. Ароматам свойственн?нена?зчивость.
4. Утварь соответствуе?возрасту гостя.
5.Хо?ин ?гост?испытывают поко??душевное равновесие, он?единодушны ?сосредоточен?на одно?

Последни?принци?бы?особенно важе?для Сюко: челове?на протяжени?чайног?ритуал? ка??зале медитаци?буддийског?храм? отстра?ет? от страстей ?желани? достиг? такого сост?ния, како??японско?языке выражено по?тием саммай (от санскр. самадх??«глубоко?сосредоточение?.
Руководств?сь эстетическим?представлениями своего дзэнског?наставника Иккю, Сюко учил тому, чтоб?чайное действ?проходил??непритязательно??скромном, похоже?на пристанище отшельника помещени??соан (букв. «соломенная хижина?, ?размер?которого он уменьшил до четырё??половино?татами (окол?де?ти квадратных метров). Камерность, доверительност?всей атмосфер?церемони? её интимный характер, допускающи?присутстви? ка?правил? не боле?трёх-?ти челове? ?не требовал?большего пространства. ?эт?пространство, освобождённо?от каки?бы то ни было веще? сжатое до крохотны?размеров, начинало наде?ть? особой символическо?значимость??представлени?человека, стре?щего? ?преодолени?ограниченности своего ?? «Вакан ?си?рассказывает ?Сюко: «Чаепития он проводил ?соломенной хижине, называемой сукия, на стен?которо?вывешива?свиток. ??тесном помещени? подобном внутренности сосуда, он обрета?ту же степен?покоя ?отрешённости, каку?имел бы, нахо?сь ?просторном зале? Свиток, украшающий специальну?нишу (токонома), со времен?Сюко становит? важнейши?элементо??интерьер?чайной комнат? эстетическим ?эмоциональны?центро?всег?действ? пробуждающим определённый пото?ассоциаций.
Эстафету отношения ?чаепитию ка??ритуал? исполненному потаённого значен?, приня?Такэно Дзёо (1502 - 1555), житель города Сака? Не будучи непосредственным учеником Сюко, он оказал? продолжателе?ег?идей ?традиций ?отношени?пути, по которому буде?развиваться чайное действ? Считается, чт?Дзёо первым заговори??стил?ваби ка?об особом эстетическом феномене, воплощающе?саму душу чайной церемони? Ег?интерпретация ваби подразумевае?атмосфер?нена?зчивой простоты ?покоя, гд?во внешне непритязательно??скромной, граничащей ?бедность? обстановке «соломенно?хижины?угадывается подтекст, требующи?особог?прочтения, гд?культивирует? сочувствие ?предмета?неярким ?но?щи?на себе след?времен? умение находить красот??притягательност??«разбито?глиняно?кувшин? ещ?пригодно?для того, чтоб?удерживать ?себе цветы». Утварь, сделанная руками безвестных мастеров, состарившая? во владении безы?нных крестья? обладает ?представлени?мастер?чая не меньше?ценность? че?дорогост?щи?сосу?
Ваби, ?понимани?Дзёо, наде?ет? оттенкам?категори?не только эстетической, но ?этическо? Опреде?я ду?ваби ка?«чистосердечие, деликатность ?отношени??другим ?отсутствие высокомерия? утверждая, чт??основе ритуал?чаепит? лежи?«радушие ?гостеприимство ?отношени??гостям», Дзёо заявляет те?самы??перенесени?акцент?на внутреннее содержание церемони? на создание неповторимог?климат?человеческог?общения, когд?раство?ют? границ?межд?людьми, объединённым?нена?зчивой красотой всег?действ? спокойны??непринуждённым молчание? сердечны?отношением друг ?друг?
Исчерпывающе?представлени??то? каки?Путь чая виделся Дзёо, дают сформулированные им двенадцать принципо??позволим себе привести некоторы?из ни?

1. Воспитание ?себе благожелательности ?другим.
2. Внутренняя гармон?.
3. Отсутствие осуждения ?критик??отношени??другим.
4. Отсутствие гордын?
5. Бескорысти?
6. Мастер чая (?дзин) може?использовать во время ритуал?утварь, отвергнуту?другим?ка?негодную для употреблен?.
7. Мастер чая (?дзин) следуе?духу ваби ?ведё?обра?жизн? исполненны?внутренней тишины ?уединения. Он живё??согласии ?законо?Будд??проникну?духо?японско?поэзии.
8. Чайный ритуал не буде?имет?мест?та? гд?отсутствуе?сердечност??отношени??гостя??не принимается во внимание их внутреннее сост?ни?

Уж?по?воздействием Мурата Сюко ?Такэно Дзёо ча?становит? не просто средство?моделирования особой сред? пропитанно?духо?добросердечия ?искренност?межд?участникам?ритуал? сред? исключающе?присутстви?любы?негативных эмоций,- чайное действ?начинает осмыслять? ка?духовн? дисциплина, путь самосовершенствования. ?XVI столетии появляет? особое по?ти???дзин, чт??буквальном смысле означает «человек чая? ?точнее, «человек, следующи?Пути чая?- по?ти? за которы?стои?представлени??личности высочайшей нравственной культуры ?духовног?благородства.
Путь чая (садо) не кончается та? гд?заканчивается сама церемония, подобн?тому, ка?обязанности наст?щего мастер?чая не сводятся лишь ?приёму гостей ?организаци?всег?действ? которо?ограничено временными ?пространственным?пределам?чайног?дома. Путь чая становит? мировоззрением, эт??исполненны?глубоког?смысла, вниман? ?каждом?собственному жест??почтен? ?окружающим стил?жизн? обра?мысл? манера видеть ?воспринимать ми? Эт??культивируем? ?само?себе высота духа, которая присутствует не только во время чайног?ритуал? но ??каждое мгновени?жизн?
Высшее воплощение по?ти??дзин находи??облике самого знаменитог??истори?Японии мастер?чая Сэ?но-Рикю (1522-1591), пр?которо?наметивш?? тенденция преображен? чайног?ритуал??путь совершенствования ?рост?духа обрела своё наиболее полное выражени?
Та форм?чаепитий, на которо?настаива?Дзёо, была, однако, не единственной ?ег?время. Попу?рность чая возросла настольк? чт? если верить свидетельствам чайног?трактата XVI века «Яманоуэ содз?ки? «тот, кт?не практикует ?-но-?(чайную церемони?, не заслуживае?зван? человека. Вс?дайм?(крупны?феодал????) делают эт? ?особенност?помешаны на ча?горожане Нары, Киот? Сакаи». (Hisamatsu Sin`ichi. The Significance of the Namporoku/ Chanoyu Quarterly. Kyoto, 1987.?2.p.11).
Однако ?этой сред?наиболее притягательно?оказывается внеш?я атрибутика чаепитий. Огромные сумм?дене?расходуются богатыми горожанами на приобретение дорогост?ще?чайной утвари, на покупк?антикварны?издели?китайски??японски?мастеров. Боле?того,- рассказывает Сэ?Сосицу XV,- обладани?необходимы?наборо?чайной утвари, наименьшее количество которо?насчитывал?окол?двадцати предмето? служил?признани?любите? чая «мастером».
Похоже, не та?просто давалось на фоне безудержно?моды ?ажиотажа вокруг чая воспитание новы?вкусов. Сэ?но-Рикю, продолжая традиции Мурата Сюко ?Такэно Дзёо, чьим учеником он бы? настаива?на значимости внутреннег?содержан? ритуал? на перенесени?акцент??внешне?привлекательност?действ?ка?эстетизированног?досуга ?обилие?прекрасной утвари, на ту ег?сторон? гд?эстетическое ?религиозно?сливалис?воедин? «С?зь межд?Путё?чая ?религией пр?вляет? не только ?то? чт?мастером чая выступае?челове?религиозно настроенны? мона? но ?то? чт?религия присутствует ?качестве самого фундамента, того корня, из которого выросл?чайн? церемония? - утверждает теоретик дзэнског?искусств?Хисамацу Синъит?
Трудно сказат? каки?бы?ритуал чаепит? во времен?Рикю, но даже сегодня, когд?кардинальным образо?изменился са?характер садо, став скорее светским времяпрепровождение? дань?культурной традиции, некоторы?из ег?фрагментов ?жестов указываю?на те далёки?времен? когд?чаепит? имел?ярк?выраженную религиозну?окраск? ?VIII ?IX века? когд?ча?только появился ?Японии, он, благодаря свои?чудодейственны?свойства? предлагался ?качестве подношен? главному божеству буддийског?пантеона. Эт?положило начало традиции, существующей ?ныне,- прежде, че?начать пить ча?во время чайног?ритуал? сначал?поднять, ?знак почтен?, чашк??напитком обеими руками на уровен?склонённой головы - жест, восходящи??традиции ритуальног?подношен? статуе божества ?буддийском храм?
?самы?непосредственных свя??межд?чайным ритуалом ?дзэном свидетельствуе?книг?«Нампо року? названная Хисамацу Синъит?«с?щенным писанием??-но-? Написанн? руко?ближайшего из учеников Рикю, книг?открывается словам? «В основе чайног?ритуал?лежи?учение Будды». ?дале?«Нампо року?говори? «Поскольку основным качество?ваби являет? пр?вление чистот? хо?ин ?гост? войдя ?предел?сада ?внутрь соломенной хижины, освобождаются от мирско?пыли. Не?нужд?говорить ?формальных правилах чайног?ритуал? ?-но-??эт?просто разжеч?огон? скипятить воду ?пить ча? Ничего более… Однако во всех этих действ??присутствует сост?ни?высшей одухотворённости?
Ча??стил?«тра?но?хижины?приобрёл стол?высоко?значение ?глазах современнико?Рикю, чт? по свидетельств?«Нампо року? «люд?почитали чайный до??духе ваби местом, исполненны?больше?религиозност? нежели са?буддийский храм?
Ритуал, переосмысленны?Сэ?но-Рикю ?духе дзэнског?учен?, принимае?во внимание ?наполняет сокровенны?смысло?каждое мгновени?действ? треб? от участников выверенности всех жестов, осознанног?присутствия «здесь ?сейчас?во всех бе?исключен? акта?ег?тщательн?продуманного сценар?.
Мы не станем излагать здес?вс?последовательность ритуал? ту канв?движений, жестов, схем?поведения, знание которы?требуется от приходящего на чайную церемони?гостя. ?ни?уж?достаточно подробно рассказывалось.(15) Ограничи?се? лишь нескольким?замечаниями, играющим?важную роль ?раскрыти?смысла этог?действ?
 (699x466, 138Kb)
Уж?начальны?ак?чайног?ритуал??прохождени?чере?са?- являясь первой ступенью отрешения от мира сует??очищен? сознан? от земных страстей, наде?ет? глубокой символикой. Об этом свидетельствуе?само название сада - родз? Эт?же название носи??дорожк? ведущая ?чайном?дому чере?са? выложенн? из специально подобранны?плоски?камней.
Рикю приписываю?стихотворные строки, посвящённые родз? ?которы?раскрывает? символически?смыс?садового пространства, окружающег?до?

Родз??эт?Путь,
Лежащи?на?миро?сует?
?земных страдани?
Ка?може?пыль сознан?
Осквернить ег?

Предназначение родз?- сада ?одновременно узко?дорожк?чере?него ?помогать тому, кт?вошё??ег?предел? преодолеть притяжени?земных страстей, зависимост?от мирского; настроит?сознание на восприяти?высшей, духовной реальности, опустошить ум (му-си? ?очистить сердце. ?контекст?идей сутр?Лотоса, гд?присутствует эт?по?ти? родз?означает «мир озарённый». Та?же назван ?священном писани??«просветлённый человек». «Н?существует спокойного мест??Трёх мира? вс?он??подобн?дому ?огне?Избежавший ог? ?пылающем доме спасёт? на открытом пространстве (родз?? - гласит текс?сутр?Лотоса.
«Пылающи??огне дом» ?эт?ми?человеческих страстей ?желани? са?же, окружающий чайную комнат? названны?родз? уподоб?ет? «открытому ?безопасном?пространству?- миру просветлен?, отрешённости ?чистот? гд?найдут спасение те, кт?избежи?сует?мирско? ?пределах родз? «мир?озарённого? вс?ценности из сфер?обыденного: представления ?бедности ?богатств? ?социальных различ??- утрачивают своё значение, обретают характер призрачности ?иллюзорности, уступая мест?закона?иной, духовной реальности.
Одно из возможны?прочтени?родз??«место, покрытое росой». Существует, межд?прочим, способ очищен? сада, названны?«три росы? «Нампо року?описывае?эт?та? «Сад опрыскиваю?водо?непосредственн?пере?приходом гостя; другой ра???перерыве межд?чаепит?ми; ?последни?ра??пере?те? ка?гост?покидают ?айны?до??конц?ритуала».
Очищение лежи??основе Пути чая. Нампорок?свидетельствуе? «В пространстве родз?первым действие?хо?ин?буде?принести воду; первым действие?гостя ?прополоскать ро??омыт?руки. ?этом ?величайший смыс??-но-??духе родз??соломенной хижины? Продуманност?каждой детали чайног?действ?касает? ?специального каменног?сосуда, названного цукуба? используемог??саду для этой цели ?омовен? рт??ру? Само ег?японско?название восходит ?глагол?цукуба? чт?означает «припадать ?земле», «низко кланять?? ?каменных сосуда?различны?форм обычно имеется углубление, которо?по необходимост?наполняет? свежей, чистой водо? Расположенны??само?земл?цукуба? ?которому гост?подходил?для омовен?, побуждал их низк?нагнуться, поклониться, чт??символическо?форм?выражало их готовность ?смирению, отказу от «эго? гордын? «самости? инач?гово?, тому сост?ни?души, которо?должен воспитыват??себе ?дзин.
Сэ?но-Рикю придавал этом?знак?смирен? огромное значение, уменьшив, например, высоту входного отверстия ?чайный до? сделав ег?очен?низким, подобным вход??рыбачи?доми?(окол?60 см ?высоту ?ширину): лишь клонившись, челове?бы?способен проникнуть ?комнат?
?пределах дзэнског?храм?Рёандз? межд?прочим, есть знаменитый свое?необычно?формой ?красотой цукуба? Сокровенны?смыс?заложе??само?дизайн?каменног?сосуда, поставленног?здес? ка?принято считат? ?XVII столетии Мицукуни Токугава (1628-1700). Круглы?по форм? он содержит внутри се? квадратное углубление, повторяющее форм?иероглиф?«рот? входящего ?состав всех четырё?иероглифов, чт?расположен?по четырё?сторонам сосуда: ??(вага), «только» (дакэ), «знать?(сиру), «быт?достаточным» (тариру). Смыс?этог?своеобразног?ребуса, ?зашифрованно?форм?передающег?вс?ту же идею смирен? духа, познавшего тщет?земных привязанносте? истолковываю?обычно та? «Я учус?довольствовать? лишь те? чт?имею? иным?словам? эт?означает не имет?претензи??миру, принимат?ег?таки? како?он есть. Многослойность символик?сосуда пр?вляет? ??само?форм?цукуба? повторяющей очертания старой китайско?монеты, гд?сочетани?круг??квадрата ещ?ра?напоминает ?целостност?мироздан?, ?космос?взаимопроникающи?друг ?друг?по?рных си?ин??я?
Ид? присутствия ?наст?ще? полноценного переживания каждог?фрагмент?жизн? каждог?мгновения бытия являет? основополагающей ?буддизме дзэн. «Пойма?момент наст?щего ?не беспокой? ?догмах ?теории?- говори?дзэнский мона?Риндза? Любо?из действий человека выходи?за рамк?ег?обыденного значен?, приобщае??реальности высшег?измерения, если совершается ?полной отдаче??внимание? ка?тому учат дзэнские наставники. «Всё, чт?нужн?- со слов Риндзая,- эт?вест?обычну?жизн?со всем?её нуждам? одеваться, когд?холодн? есть, когд?голодн? ложить? спат? когд?устаёш? но только пр?этом полность?сосредотачиват?своё сознание на каждом действии ??тогд?всяко?мест? гд?бы вы ни оказалис? окажет? местом озарен??
Ид? «присутств??одухотво?ет ?крохотно??иногда ?нескольк?метров ?пространство чайног?сада, настраивающего на осмысленно?восприяти?всех ег?тщательн?продуманны?детале? начиная уж??каменной дорожк?родз? на котору?сраз?же ступае?челове? захо?щи??предел?сада. Расположенны?на неодинаковом расстояни?друг от друг? плоски?ил?чуть выпуклые, небольши?ил?крупны?камн? состав?ющие родз? сами диктую?ритм движен? чере?са? Бе?особог??ни?вниман?, бе?определённой бдительности пр?движении не всегда просто переступат?по неровным, ?поро??скользки?камня? От их фактур? размеров, форм? рисунк?их размещен? на заросшей густым ?пушистым мхом земл?зависи?част?настроение всег?сада.
Чайный ритуал служит освобождению от диктат?«эго? подобн?тому, ка?эт?происходит ?основанном на дзэнских принципа?традиционном театре Но? гд?существует по?ти?мономанэ (букв. «подражани?вещам»). Дзэами ?актё?театра ?ег?теоретик - подчёркива?важность этог?по?тия ?эстетике ?философи?Но? Надевая маск? актё?лишает? свое?индивидуальности, перевоплощается ?того, кого ем?предстои?сыграт? демона ил?молоду?женщин? Театральная маск?заслоняет личность актёра, не оставляя мест?для ег?«эго? Нечт?подобное мы обнаруживаем ??чайном ритуал? Чайн? комнат?мала ?пуст? здес?не ?чему привязывать?, нечего считат?свои? даже сердце вместе ?чашкой зелёного горьковатого чая полагает? символически разделит??гостем. Буддийск? ид? «н?я?(муга) пронизывае?чайный ритуал, наполняя действ?содержание?религиозного характер? Напрашивается сравнени??волной ?излюбленны?образо?учителей дзэн?- которая ка?отдельная сущность появляет? лишь на поверхност?воды, на горизонтальном план? Но помня своё родств??Целы? Единым, он?стремится ?растворени??Нё? чтоб?внов?пережить ощущение сл?нности ?те?начало? из которого вышл?
Ещ?Мурата Сюко ?сочинени?«Сюк?Мондо» («Диалоги Сюко? ?отве?на вопрос сёгуна Ёсимас??сущности Пути чая говори? «При вход??чайную комнат?следуе?освободить? от различий межд?собо??другим? Необходимо воспитыват??своё?сердце добродетел?изящной гармонии. Он?начинает? ?общения межд?друз?ми ?постепенно ведё??идеалу вселенской любв? Надлежит быть почтительным, искренни? чистосердечным ?спокойно- уравновешенным?
?сокровенно?смысле чайног?ритуал?свидетельствую?стихотворные строки самого Рикю:

До??пространство, покрытое росо?(родз?,
Гост??хо?ин, си? вместе,
Разделяют чашк?чая.
?тишине ?молчании
Их сердца сливаются воедин?

Общени?происходит на глубинно?уровне, гд?не требуются слов? рождающи?барьер непонимания межд?людьми. Свободно??непринуждённое молчание, созвучие сердец, исполненны?теплот??вниман? друг ?друг? являют? то?средой, которая роднит участников действ?
Даже ?сегодня вся атмосфер?чайной комнат??запахо?специальны?ароматически?смесей, добавляемых ?тлеющи?угли, звуком потрескиваемых дере?нных поленцев ?очаг?ил?мелодичным стуком крышки медног?котелк? ?ни че?не сравнимы?вкусом зелёного чая, движен?ми ру?мастер? приготавливающег?ча? способствуют обретени?особог?медитативног?сост?ния отрешённости ?тишины, освобождению от на?зчивых мыслей ?ненужных эмоций.
Каждый жест мастер?чая оттачивает?, отшлифовывается ме?цами ?годами до тако?степен? чт?превращает? ?удивительн?красивый тане?ру? пластика движений тела становит? исполненно?грации ?непринуждённости. Невольно напрашивается сравнени?со способом приобретен? мастерства ?искусств?«кисти ?туши? гд?художник годами осваивае?техник?живописных стилей, чтоб?впоследствии, пребыв? ?сост?ни?творческог?экстаз? уж?не задумывать? ?то? ка?рисовать то?ил?иной предме? Уверенная рука, овладевш? языко?живописи, творит спонтанн? непринуждённ? повинуясь лишь вдохновени? ?то?свободой, которая возможна лишь посл?многих ле?усердной тренировки.
Знание правил ?-но-? опреде?ющих поведени?каждог?из участников этой церемони? ритуализованност?всег?процесса, ритмическая последовательность движений не мешают восприяти? не нарушают красот?всег?действ? но придаю?ем?цельност??единство. Вс?собравшиеся хорошо осведомлен??свое?роли, ?ка?ра?эт?способствует внутреннем?психологическому комфорту, освобождае?от необходимост?вест?натужный разговор, придумыват?слов? исключае?пр?вление различны?оплошносте?
Весь процес?приготовления чая, начиная ?того момент? когд?хо?ин ?определённой последовательности вносит ?чайную комнат? гд?ожидаю?гост? вс?предметы утвари один за другим, требуе? ?одно?сторон? вниман? ?сосредоточенност?на движен?? ??другой сторон? от мастер?чая ожидается некая «разделённость вниман??- ем?необходимо учитыват?присутстви?других участников, иб?суть чайног?ритуал?ка?ра??состои??создании атмосфер?психологического комфорта, ?установлении духовног?контакта межд?гостями посредство?чаепит?.
?XVI столетии ?времен?особой острот??напряжённости социальных отношени??эт?было особенно важн? Результато?этой напряжённости стал?трагическая судьба двух самы?известны?мастеров чая XVI века: Сэ?но-Рикю ?ег?знаменитог?ученик?Фурута Ориб? обучающи?Пути чая верховны?правителей Японии ?сначал?Од?Нобунага, ?зате?Тоётом?Хидэёс? Об?мастер?ушли из жизн? сделав по приказанию своего сюзерена сэппук?(ритуальное самоубийство путё?вспарывания живота). Эт??та цена, котору?заплатил?он?за риск общения ?людьми, ст?щими ?власти, цена, отданн? за привилегию сохранит?душевное благородство ?неподкупност??любо? само?напряжённой ?опасно?для жизн?ситуации. Надо знат?нрав Тоётом?Хидэёс? ?чьём услужени?находился Сэ?но-Рикю, мани?величия, жестокость ?взбаломошность, присущие сёгуну, чтоб?оценит?мужество человека, делающег?попытк?посредство?Пути чая ?духе «ваб??соломенной хижины?усмирить не знающу?пределов гордын?военного диктатор? повл?ть на ег?государственну?политику, част?продиктованную непомерным?амбициями ?тщеславием.
 (699x466, 153Kb)
28-го числ?каждог?ме?ца (день смерти Сэ?но-Рикю) множеств?люде?приходит ?дзэнский монастыр?Дайтокудзи почтит?па?ть прославленного мастер?чая, подойт??ег?могиле, нахо?щейся ?пределах храм?Дзюк?ин, поприсутствовать на поминально?службе, принять, наконе? участи??массовом чаепитии ?па?ть ?нё? Зрелищ?одетых ?на?дные кимоно женщин разног?возраста, спешащих по узки?мощёны?дорожкам монастыря ?храм? обычно закрытом?для посетителе?- очевидно?свидетельств?неослабевающег?со временем авторитета Рикю, огромной попу?рности само?церемони?
Характер ?-но-?не ра?ме?лся ?течением веко?- были даже попытк?готовить ча?за столом, си? на стул??(та?называемый стил?рюрэ? появивший? ?1872 ?), чт?нетрудно об?снит?стремление?вписат?чайный ритуал ?обра?жизн?современны?люде? ?любо?случае, та чайн? церемония, которая существует ?наши дн? являясь, со слов японского исследователя, «культурны?символом нынешней Японии? уж?не способна, по ег?мнению, «в силу объективны?причин сохранит?то?же ду??характер, како?бы?присущ ей четыре сотн?ле?назад» (Kumakura Isao. Kindai no chanoyu. In: Chado Shukin. Tokyo, 1985, p.73), когд?говорили ?единстве «вкуса чая ?дзэна». Трудно не согласиться ?мнение?этог?автора, иб?сегодня едва ли кому придёт ?голову искать ?чаепитии религиозны?смыс? Наполненны?новы?содержание?чайный ритуал наши?дней ?эт?уж?тема для отдельного разговор? одновременно предполагающег?расска??многих других вида?искусств? попавших по?воздействи?чайног?культа: архитектур? керамики, искусств?составления букето? живописи, каллиграфи?
Путь чая сегодня ?эт?целая школ? гд?обучаются не только тому, ка?приготовит?ча??предложить ег?гост? но ?ка?ухаживат?за утварь? чистит?котело?для воды, разводит?огон? ка??како?повесить свиток ?токонома, каки?образо?поставит?соответствующи?ем?цветок ?вазу, ка?оценит?по достоинств?чашк?для чайной церемони?ил?скромную простоту бамбуковой ложечк??её бамбуковог?футляра, очен?част?сделанны?руками самого мастер?чая?Иб?атмосфер?чайног?ритуал?создаётся неисчислимым множеством подобных детале??нюансо? повествовани??которы?способно стат?темо?для отдельно? самост?тельно?лекции.

Малинина ??br />
Рекомендованная литература:
Николаев??? Художественн? культура Японии XVI столет?. ?, 1986.
Николаев??? Японские сады. ?, 1975.
Sen Soshitsu XV. The Japanese Way of Tea/ Honolulu, 1998.
Рубрик?  традиции,праздник?/a>
Мудрость веко?/a>

 

Добавить комментари?
Текс?комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найт?ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL ?ссылку
 Подписаться на комментари?br />  Подписат?картинку