26 апре? 1711 года родился Дэви?Юм (David Hume), шотландски?филосо??истори? |
26 апре? 1711 года родился Дэви?Юм (David Hume) (ум. 1776), шотландски?филосо??истори?
Цитаты Дэвида Юм?/strong>:
?жалост?всегда есть примес?любв??нежности, ??злорадстве - примес?ненавист?ил?гнев?
Дружба - эт?спокойная ?тихая привязанность, направ?ем? ?укрепляем? привычко? возникающе?из долгог?общения ?взаимных обязательст?
Если единственным мотиво?наши?действий являет? желани?показать свою свобод? значит, мы ника?не може?освободить? от уз необходимост?
Злорадство - есть ниче?не вызванно?желани?причинит?зл?другом?лицу, чтоб?путе?сравнения ?собственны?положением испытать удовольствие.
Когд?религиозност?соединяет? со страстью ?чудесном? тогд?коне?всякому здравому смыслу, ?свидетельств?люде?те?ет всяки?авторите?
Когд?свет осуждает на? клевещет на на? мы не должны сердиться, ?скорее рассмотрет? не?ли ?осуждения?этих какого-то основания.
Любовь есть не чт?иное, ка?желани?счастья другом?лицу.
Ничт?не свободно та? ка?мысл?человека.
Се?люби?порождае?правил?справедливости ?являет? первым мотиво?соблюден? последни?
Склонность ?радост???надежд?- истинное счасть? склонность ?опасению ?меланхолии - наст?ще?несчасть?
Случай ?судьба - эт?одни только пустые слов? упорно?благоразумие - во?судьба человека.
То?счастлив, кт?живе??условия? соответствующи?ег?темпераменту, но то?боле?совершенен, кт?умее?приспосабливат?свой темперамен??любы?условия?
Человеку, которы?долг?говори??себе, трудно избежать тщеславия.
Че?больше обра?жизн?человека зависи?от случайност? те?сильне?он предается суеверию.
(Дави?Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 26 апре? 1711, Эдинбург, Шотландия - 25 август?1776, та?же) - шотландски?филосо? представител?эмпиризм??агностицизма, один из крупнейших деятеле?шотландского Просвещения. Историки философи??основном сходятся на то? чт?философия Юм?носи?характер радикального скептицизм? однако многие исследовател?считаю? чт?крайне важную роль ?учении Юм?играют ?идеи натурализм?
Большо?вл?ни?на Юм?оказал?идеи эмпиристов Джон?Локк??Джордж?Беркли, ?такж?Пьер?Бейля, Исаака Ньютон? Сэмюэл?Кларка, Фрэнсиса Хатчесон??Джозеф?Батлер? Юм считал, чт?наше познание начинает? ?опыт? Вс?наши идеи восходя??опыт? впечатления? Однако Юм не отрица?возможност?априорного знан?, примером которого являет?, ?ег?точк?зрен?, математика. Опыт состои?из восприяти? восприятия де?тся на впечатления (ощущен? ?эмоции) ?идеи (воспоминан? ?образы воображения). Посл?восприятия материал?познающи?начинает обрабатывать эт?представления. Разложение по сходству ?различию, далеко друг от друг?ил??до?(пространство), ?по причинно-следственной связи.
Вс?состои?из впечатлени? Иногда создаётся ложное впечатлени? чт?Юм утверждает абсолютную невозможност?познан?, но эт?не совсем та? Содержание сознан? мы знае? значит ми??сознании известен. То есть мы знае?ми? которы?являет? ?наше?сознании, но мы никогд?не узнаем сущности мира, мы може?узнать только явлен?. Тако?направлени?носи?название феноменализм? На этой основе построен?большинств?теорий современно?западной философи? утверждающих неразрешимость основног?вопрос?философи?
Причинно-следственные связи ?теории Юм?- эт?результа?наше?привычки. ?челове?- эт?пучо?восприяти? Основу нравственности Юм виде??нравственном чувств? однако он отрица?свобод?воли, счит?, чт?вс?наши поступки обусловлен?аффектам? Иммануил Кант писа? чт?Юм не бы?по?? Существует точк?зрен?, чт?ег?идеи ?сфер?философи?прав?только начинают осознавать? ?полной мере ?XXI столетии.
Жизн??труд?/strong>
Учил? ?Эдинбургском университете, зате?работа?клерко??торговой фирм? ?1734—36 находился во Франци? гд?подготовил свой главны?труд — «Тракта??человеческой природ?raquo; (первые дв?книг?вышл??1739, трет? ?1740). Вопрек?ожидан??автора, «Тракта?raquo; не вызвал интереса ?широко?публик? однако опубликованные ?1741—42 эссе на различны?темы уж?имел?успе? Попытк?сделат?академическу?карьер?окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотланди? видевших ?не?опасного скептика ?даже атеист? ?1748 выходи?«Исследование ?человеческом познании», ?1751 «Исследование ?принципа?морали» — переработанные ?сокращенны?варианты первой ?третье?книг «Трактата». Приблизительно ?эт?же время написаны «Диалог??естественной религи?raquo;, опубликованные посмертн??1779; ?1752 Юм издает эссе на экономически?темы.
Работа ?качестве библиотека? Эдинбургског?общества адвокато?дала Юм?возможност?собрат?богаты?фактически?материал для восьмитомной «Истори?Англии» (1754—62). ?1757 была опубликована «Естественн? история религи?raquo;. Участи??1763—66 ?дипломатическо?миссии ?Париже ?качестве личног?секретаря британског?посл?позволил?Юм?познакомиться ?французскими просветите?ми, ?которы?он встретил го?чи?прие?(некоторы?из ни?ошибочно принимал?ег?за атеист?. ?1767—68 Юм бы?помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юм?«Моя жизн?raquo; было издано чере?го?посл?ег?смерти ег?другом Адамом Смитом (см. СМИТ Адам).
Учение об опыт?/strong>
?«Трактате» ??«Исследован??raquo; Юм говори??необходимост?совершенствования «морально?философи?raquo; ка?универсально?наук??человеке, которо? ?отличи?от «естественной философи?raquo; (естествознан?), ещ?предстои?стат?подлинно эмпирической наукой.
?духе сенсуализм?(см. СЕНСУАЛИЗМ) источником знан? Юм считае?опыт, складывающий? из «восприяти?raquo; (perceptions), которы?Юм разделяет на «впечатления» ?«идеи». Впечатления отличают? яркость??живостью, он?— исходные элементы чувственного опыт? Юм дели?их на впечатления ощущен? ?впечатления рефлекси? Идеи суть копи?впечатлени? уступающие им по степен?яркости ?живост? Идеи разделяют? на просты? происходящи?из конкретных впечатлени??им соответствующи? ?сложны?(модусы, субстанции ?отношения). Психологически?механизм связи восприяти?Юм усматривае??принципе ассоциации (непознаваемо?по существу), благодаря которому из просты?идей образуют? сложны? Юм подробно анализируе?тр?типа ассоциации идей: по сходству, по смежност??пространстве ?во времен?? наконе? наиболее распространенный ти?— по причинност?
Юм предлага?отказать? от идеи субстанции, счит? ее фикцие?воображения. Воспри??аргументацию Джордж?Беркли против материальной субстанции, Юм ше?дальше, подвергая критик?такж??по?ти?духовной субстанции. Тако?же фикцие?выступае?для Юм?создаваемо?воображением тождеств?личности, понимаемой им ка?«связк?ил?пучо?.. различны?восприяти?raquo;.
Всле?за Беркли он заме?ет абстрактны?по?тия конкретным?ид?ми-представлениями, скопированными ?ярких чувственны?впечатлени? ?подчеркивает пр?этом сигнальную роль языка, способного вызват?нужную идею. Принято?со времен Джон?Локк?(см. ЛОКК Джон) разделение первичны??вторичны?качест?(см. ПЕРВИЧНЫ??ВТОРИЧНЫ?КАЧЕСТВА) Юм считае?лишенным смысла, полагая, чт?вс?качества имею?чувственно-субъективный характер.
Ид? причинност?/strong>
?центре теоретическо?философи?Юм?— анализ проблемы причинност? ? ? необходимо?связи межд?двумя событиями, котору?Юм считае?недоказуемой: каузальные ?логические связи не совпадаю? действие не содержит? ?причин? не похоже на не??невыводимо из не? Основанием причинност?не може?быть ?опыт, та?ка?мы не наблюдае?связь причин??действ?, ?имее?лишь впечатления совместног?появлен? двух событи? Ожидание того, чт?будущая последовательность событи?буде?похожа на прошлу?(например, солнце завтра взойде?, основывает? исключительн?на вере, источником которо?являет? привычка. Привычно?соединение впечатлени??идей, сопровождающее? особым чувством обязательност? ?создае? по Юм? идею необходимо?связи причин??действ?. Таки?образо? «необходимост?есть нечт?существующее ?ум? ?не ?объектах...». Анализ проблемы причинност?Юм?оказал вл?ни?на возникновени?«критическо?философи?raquo; Кант?(см. КАНТ Иммануил).
Аффект? «Симпат?»
Воле?человека, по Юм? руково??именно аффект? ?не разу? Разу?са?по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффект? эт?може?сделат?только другой аффект. Вс?аффект?Юм дели?на спокойны?(например, чувств?прекрасног? ?бурные (например, любовь ил?ненавист?. Особое мест?сред?описываемы?им аффектов занимает аффект симпатии, которая ожив?ет вс?другие аффект? Он?возникае??результате воображаемог?перенесения се? на мест?другог?человека, испытывающег?определенные душевные переживания.
Этик?/strong>
Подчеркивая важнейшу?роль чувственност??морали, Юм ст??на позици?этического антиинтеллектуализма, для него характерно такж?непр?ти?религиозного обоснования нравственности. Он подчеркива? чт?многие философы-моралист?не об?сняют перехо??рассуждения?от сущего ?должному. ?цело? по Юм? этик?занимает? мотивами поступко? которы??конечном итог?обусловливаются психологическими особенностями люде? ?ег?учении утилитариз?сочетает? ?альтруизмо?
Философия религи?/strong>
?«Естественной истори?религи?raquo; Юм показыва?укоренност?религиозны?представлени??особенностя?«природ?человека». Он считал, чт?монотеиз?не бы?ранней религией человечества. Заботы ?житейски?дела? надежд??страхи, ?отнюдь не просто??незаинтересованное созерцание природ?явились, согласно Юм? источником религиозны?представлени? Положительно относился он ??известно?гипотезе, чт?прототипом бого?древни?религи?были реальные люди, ставши?благодаря свои?особым достоинствам предмето?восхищен? народа. ?знаменитой глав?«?чудеса?raquo;, включенной ?«Исследование ?человеческом познании», он доказыва? чт?описан? всевозможных чуде?противоречат свидетельством чувств ?здравого смысла. Критическая аргументац? Юм?была призвана показать не невозможност?чуде?ка?таковы? ?невозможност?разумной веры ?чудеса, представ?ющие собо?нарушения законо?природ? Свою позици?он, ка??деисты, называ?«естественной религией», ?основе которо?лежи?допущени?непознаваемо?высшей причин?
Энциклопедически?словар?/span>. 2009.
Рубрик? | история/Жизн?Замечательны?Люде?/a> виде??ТВ наук?/a> философия, цитаты, афоризмы |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |