Безы?нный рыцарь. |
Продолжу тему прототипов ?произведении ?Булгаков?"Мастер ?Маргарит?quot;. Ране?бы?опубликова?пост ?Воланд?
На этот ра?речь пойдёт ?безы?нном рыцаре ?тёмн?фиолетовом, которому пришло ?голову пр?случае назваться Коровьевым, хо? называли ег?та?же ?Фагото? чт?конечн?не было ег?наст?щи?именем, но было связано ?ег?прежни?родо?деятельност?.. ?да, эт?он - ?шутовско?клетчато?облачени???треснувшем пенсне отрабатыва??Кня? Тьмы свои века ?услужени?за то, чт?однажд?неудачно пошути? Рыцарь, которы?никогд?не улыбал?...
Кт?бы эт?мо?быть?
"Ночь обго?ла кавалькаду, сеялась на не?сверху ?выбрасывал?то та? то ту??загрустившем небе белы??тнышки звез?
Ночь густел? летела ?до? хватал?скачущих за плащ?? содрав их ?плеч, разоблачал?обманы. ?когд?Маргарит? обдуваем? прохладным ветром, открывал?глаз? он?видела, ка?ме?ет? обли?всех ле?щи??свое?цели. Когд?же навстреч?им из-за кр? леса начала выходить багров? ?полн? луна, вс?обманы исчезл? свалилас??болото, утонул??тумана?колдовск? нестойкая одежда.
Вря?ли теперь узнали бы Коровьев?Фагота, самозванного переводчик?пр?таинственном ?не нуждающемся ни ?каки?перевода?консультанте, ?то? кт?теперь лете?непосредственн??до??Воландом по правую руку подруг?мастер? На мест?того, кт??драной цирковой одежде покину?Воробьев?горы по?именем Коровьев?Фагота, теперь скакал, тихо звеня золото?цепь?повода, темн?фиолетовый рыцарь ?мрачнейшим ?никогд?не улыбающимся лицо? Он упер? подбородко??груд? он не гляде?на луну, он не интересовался землею по?собо? он дума??че?то свое? ле? ?до??Воландом.
– Почему он та?изменился? – спросила тихо Маргарит?по?свис?ветр??Воланд?
– Рыцарь этот когд?то неудачно пошути? – ответи?Воланд, поворачивая ?Маргарит?свое лицо ?тихо го?щи?глазом, – ег?каламбур, которы?он сочини? разговарив? ?свет??тьме, бы?не совсем хоро? ?рыцарю пришлось посл?этог?прошутит?немног?больше ?дольше, нежели он предполага? Но сегодня такая ночь, когд?сводятся счет? Рыцарь свой счет оплати??закрыл!"
Фаго?
Обратимся ?исследованию ??Галинско? автора небольшого издания "Загадк?известны?книг" Москва. "Наук?quot; 1986.
"Комплекс словарны?значений современно?французско?лексем?«fagot» («связк?вето?raquo;) утрати?отношени??музыкальному инструмент?— буквальн?«связк?дудо?raquo; («фаго?raquo; — по-французски «basson»),— ??числ?этих значений есть таки?фразеологизм? ка?«кtrehabill?commeunefagot» («быть, ка?связк?дров», ? ? безвкусн?одеваться) ?«sentirlefagot» («отдавать ересью», ? ? отдавать костро? связкам?вето?для костра). Не прошел, ка?на?кажется, Булгаков ?мимо родственного лексем?«fagot» однокоренног?французского слов?«fagotin» (шу?."
Конечн?шу? конечн?безвкусн?одетый - ег?клетчаты?костюм, сидевший на нё?нелепо, треснувшее пенсне ?многое другое, ?конечн?именно он - старинная связк?дудо?- неоднократно ?романе пр?вля?музыкальну?одарённост?
"Шутовская манера поведения ?причастность Коровьев?Фагота ?музыке (вокально? обозначены уж??начале романа, когд?пр?встреч??Берлиозо?он просит «на четверть литр?hellip; поправиться... бывшем?регент?». ??середине романа Коровьев?ка?«видног?специалист?по организаци?хоровы?кружко?raquo; рекомендуе?свои?подчиненны?заведующий городски?зрелищны?филиалом, посл?чего «специалист-хормейстер» проора?
«— До-ми-соль-до! — вытащи?наиболее застенчивы?из-за шкафов, гд?он?пытались спастись от пения, Косарчук?сказал, чт??того абсолютный слух, заны? заскулил, просил уважит?старог?регент?певуна, стукал камертоном по пальца? умоляя грянуть „Славно?море".
Грянули. ?славно грянули. Клетчаты? действительн? понима?свое дело. Допели первый куплет. Ту?регент извинился, сказал: „?на минутк?” — ?.. исче?raquo;" (??Галинская, "Загадк?известны?книг" Москва. "Наук?quot; 1986.)
Та?гд?же ?наше?истори?найдёт? музыкальная традиц?, организующ? неки?кружки "хорового пе?", отдающие ересью, сгоревши?ка?связк?дров ?костре инквизиции? Отлистае?наза?века, ?именно 8 веко? XII—XIIIвв. ?Прован? эпох?распространения альбигойской ерес? когд?последни?трубадур?Лангедок?прославляли легендарно?прошло? сопротив?ясь приход?нового времен??ново?общественной ?религиозно?формации.
"Здес? однако, ?интереса?дальнейшег?анализ?романа следуе?коротк?коснуться некоторы?трагически? кровавых событи?эпох?альбигойской ерес? происходивши??1209—1229 гг., ? ? во времен?крестовы?походо? об?вленны?папо?Иннокентие?IIIпротив альбигойце? Поводо??ни?послужил?убийство папского легата Петр?де Кастельн? Он?было совершен?одни?из приближенных вождя еретиков граф?Раймунда VIТулузского. Сост?вшее ?основном из северн?французского рыцарств?войско крестоносцев по?водительство?граф?Симона де Монфор?жесточайши?образо?расправлялось ?еретикам? те?боле?чт?католическое воинство рассчитывало поживить? за счет богаты?городо?Лангедок? ?Монфор? ?частност? были обещан?владен? отлученног?папо?от церкви Раймунда VI.
?одно?только городе Безь?крестоносцам?было убит?не мене??тнадцати ты??челове? Существует легенд? чт? ворвавшись ?Безь? католические рыцари спросили папского легата Арнольда Амальрих? кого из горожа?следуе?убиват? «Убивайте всех! — сказал лега?— Господ?узнает свои?quot; He мене?свиреп бы??Монфор, приказавши?однажд?не только ослепить ст?ты??еретиков, но ?отрезать им носы"
"Тема свет??тьмы, например, част?обыгрывалась трубадурам?Прованса. Гильем Фигейр?(1215 — ок. 1250) проклина??одно?из свои?сирвен?церковны?Ри?именно за то, чт?папски?слуг?лукавыми речами похитили ?мира свет. ?то? чт?католические монахи погрузил?земл??глубокую тьму, писа?другой известны?трубадур, Пейр?Карденал?(ок. 1210 —коне?XIII?).
Та?возникла ?на?догадк? котору??первом приближени?можн?сформулировать следующи?образо? ?не веде?ли рыцарь ?Булгаков?свое происхождени?от рыцаре?трубадуров времен альбигойства? ?безы?нным остает? потому, чт?неизвестно имя автора самого знаменитог?эпического произведен? то?эпох?— героическо?поэм?«Песня об альбигойском крестово?походе», ?которо?такж? ка?буде?показано дале? фигурирует тема свет??тьмы?"
"Чт?известно, однако, ?само?создател?поэм? Существуют дв?версии: поэм?либо целико?сочинена трубадуром, скрывшим? по?псевдонимо?Гильем из Туделы, либо им создан?лишь перв? част?поэм? ?остальны?дв??не меньши?искусством написаны анонимом — другим замечательны?поэтом XIII? Вс?сведен? об авторе (ил?автора? поэм?могу?быть почерпнуты только из ее текста. Эт?альбигойский рыцарь-трубадур, участник битв ?крестоносцам? отчего он ?скрывает свое наст?ще?имя, опас?сь инквизиции. Он называет се? учеником волшебника Мерлин? геоманто? умеющи?видеть потаенно??предсказыват?будуще?(?предсказавши? ?частност? трагедию Лангедок?, ?такж?некроманто? способны?вызывать мертвецо??беседовать ?ними" (??Галинская, "Загадк?известны?книг" Москва. "Наук?quot; 1986.)
«Горничная» Гелл?спрашивает ?прибывшего, чт?ем?угодно.
« — Мн?необходимо видеть гражданина артист?
— Ка? Та?таки ег?самого?
— Ег?— ответи?буфетчик печально.
— Спрошу,— сказал? видимо колеблясь, горничная ? приоткры?nbsp; двер?nbsp; ?nbsp; кабине?nbsp; покойног?nbsp; Берлиоза, доложила: — Рыцарь, ту?явился маленьки?челове? которы?говори? чт?ем?нуже?мессир.
— ?nbsp; пуст?nbsp; войдет,— раздал? из кабинета разбитый голо?Коровьев?raquo;.
?дале?читатель узнает, чт?безы?нный рыцарь ещ??велики?ма? он види?потаенно??предсказывае?будуще?
«— ?ва?скольк?имеется сбережений?
Вопрос бы?зада?участливым тоно? но вс?таки тако?вопрос нель? не признать неделикатным. Буфетчик за?лся.
— Двести соро?де?ть ты??рублей ??ти сберкассах,— отозвался из соседней комнат?треснувший голо?— ?дома по?поло?двести золоты?де?то?
Буфетчик ка?будт?прикипел ?своему табурету.
— Ну, конечн? эт?не сумм?— снисходительно сказал Воланд своему гост?— хо?, впроче? ?он? собственно, ва?не нужн? Вы когд?умрете?
Ту?уж буфетчик возмутил?.
— Эт?никому не известно ?никого не касает?,— ответи?он.
— Ну да, неизвестно,— послышал? вс?то?же дрянной голо?из кабинета,— подумаеш? бино?Ньютон? Умре?он чере?де?ть ме?це? ?феврал?будущего года, от рака печени ?клиник?Первог?МГ? ?четверто?палате.
Буфетчик стал желт лицо?
— Де?ть ме?це? — задумчив?считал Воланд. – Двести соро?де?ть ты??.. Эт?выходи?круглы?счетом двадцать семь ты???ме?? Маловато, но пр?скромной жизн?хватит. Да ещ?эт?де?тк?
— Де?тк?реализоват?не удастся, — ввязался вс?то?же голо? леде? сердце буфетчик?— по смерти Андр? Фокича до?немедленно сломаю??де?тк?буду?немедленно отправлены ?Госбан?raquo;.
Итак, Коровьев-Фаго? он же безы?нный рыцарь, способен видеть скрыто??прорицат?будуще? Кром?того (об этом сообщает уж?сцен?бала ?Сатаны), он не мене?сведущ, та?сказат? ??дела?загробны? иб??каждом из гостей знае?вс?подноготну?их земног??потустороннего существования.
Рыцарь этот когд?то неудачно пошути? – ответи?Воланд, поворачивая ?Маргарит?свое лицо ?тихо го?щи?глазом, – ег?каламбур, которы?он сочини? разговарив? ?свет??тьме, бы?не совсем хоро?/strong>
"?ка?же вс?таки ?те?злосчастны?для булгаковског?рыца? каламбуром ?свет??тьме, пр?которы?рассказа?Маргарит?Воланд? Полагаем, чт?ег?мы тоже нашл??«Песн?об альбигойском крестово?походе» — ?конц?описан? гибели пр?осад?Тулузы предводите? крестоносцев — кровавог?граф?Симона де Монфор? Последни??како?то момент посчитал, чт?осажденный горо?во?во?буде?взя? «Ещ?один натиск, ?Тулуза наша!» — воскликнул он ?отда?приказ перестроит??ды штурмующих пере?решительны?приступо? Но ка?ра?во время пауз? обусловленно?этим перестроение? альбигойские воин?внов?за?ли оставленны?было палисады ?мест??камнеметательных маши? ?когд?крестоносц?пошл?на штур? их встретил град камней ?стре? Находивший? ?передних ?да??крепостной степ?брат Монфор?Ги бы?ране?стрело??бо? Симо?поспешил ?нему, но не замети? чт?оказал? прямо по?камнеметательной машино? Один из камней ?ударил ег?по голове ?тако?сило? чт?пробил шлем ?раздроби?чере?
Смерть Монфор?вызвал??стан?крестоносцев страшное уныние. Зато ?осажденной Тулузе он?была встречен?бурным ликованием, ведь ненавистне??опасне? че?он, враг??альбигойце?не было! Не случайно авто?«Песн?об альбигойском крестово?походе» сообща?
Atotzcelsdela vila , carenSymosmoric,
Venc aitals aventura que 1'escurs esclarzic.
(На всех ?городе, поскольк?Симо?умер,
Снизошло тако?счасть? чт?из тьмы сотворил? свет).
Каламбур «1'escursesclarzic» («из тьмы сотворил? свет») адекватн?по-русски, ?сожалени? переда?быть не може? По-провансальск?же ?точк?зрен? фонетической игры «1'escursesclarzic» звучит красив??весьма изысканн? Та?чт?каламбур темн?фиолетовог?рыца? ?свет??тьме бы?«не совсем хоро?raquo; (оценка Воланд? отнюдь не по форм? ?по смыслу. ?действительн? согласно альбигойским догматам, тьма — област? совершенно отделенн? от свет? ? следовательн? из тьмы свет сотвориться не може? ка?бо?свет?не може?сотвориться из кня? тьмы. Во?почему по содержанию каламбур «1'escursesclarzic» ?равной степен?не мо?устраивать ни силы свет? нм силы тьмы." (??Галинская, "Загадк?известны?книг" Москва. "Наук?quot; 1986.)
Рыцарь ?тёмн?фиолетовом.
"Французски?истори?XIX? Наполеон Пейр? изучавши?nbsp; борьбу католическог?nbsp; Рима ?nbsp; альбигойцами по манускриптам того времен? сообщает ?книг?«История альбигойце?raquo;, чт??рукописи, содержащей песн?рыца?-трубадур?Каденета, которы?сост???свит?одного из
альбигойских вождей, он обнаружи??виньетке заглавно?букв?изображени?nbsp; автора ?фиолетовом платье.
Французски?истори?XIX? Наполеон Пейр? изучавши?nbsp; борьбу католическог?nbsp; Рима ?nbsp; альбигойцами по манускриптам того времен? сообщает ?книг?«История альбигойце?raquo;, чт??рукописи, содержащей песн?рыца?-трубадур?Каденета, которы?сост???свит?одного из
альбигойских вождей, он обнаружи??виньетке заглавно?букв?изображени?nbsp; автора ?фиолетовом платье.
Труд ? Пейр? содержащий эт?сообщени? Булгаков мо?прочесть ?Ленинско?библиотеке (он находится та??по се?день). Мы знае? чт?писатель част?прибегал ?услуга?всегда имевшего? ?него по?руко?энциклопедического словаря Брокгауз?mdash;Ефрона. ?та? ?статье «Альбигойцы», содержит? ссылка именно на эт?работу Пейр?(кстати сказат? ка??на «Песн?об альбигойском крестово?походе»). Спрашивает?, разв?не мо?цвет костюм?трубадур?Каденета, ?которо?рассказа?? Пейр? отложить? ?па?ти Булгаков??реализоваться ?эпитет?«темн?фиолетовый»?(??Галинская, "Загадк?известны?книг" Москва. "Наук?quot; 1986.)
То?же Пейр? останавлив?сь на художественных особенностя?«Песн?об альбигойском крестово?походе», отмечает, чт?сердце создателя поэм? ка??сердце отчизн?поэт? «плачет бессмертны?плачем». Когд?альбигойск? ерес?была изничтожен? ?земл?Прованса разорены ?опустошены, трубадур?создал?та?называемые песн?плач??гибели «самого музыкального, самого поэтичного, самого рыцарского народа ?мире». Одна из таки?песе?— плач трубадур?Бернарта Сикарт?де Марведжольса — цитирует? (либо использует? ?качестве эпиграфа) авторами многих рабо?но истори?альбигойских войн: «?глубокой печаль?пишу я скорбную эт?сирвенту. ?боже! Кт?вырази?мо?муки! Ведь плачевны?думы повергаю?ме? ?безысходну?тоск? ?не ?сила?описат?ни скорбь свою, ни гнев... ?разъяре??разгнева?всегда; я стенаю ночами, ?стенан? мо?не смолкают, даже когд?со?охватывает ме?. Гд?бы я ни бы? повсюд?слыш? ка?униженно кричит француза?придворн? брат?: „Си?” Французы же снисхо??до жалост?только, если чуют добычу! Ах, Тулуза ?Прован? ?земля Ажен? Безь??Каркассо? Какими я ва?виде? Какими я ва?вижу!»
?ка?са?Булгаков относился ?поэзии трубадуров ?действительн?ли имел ?не?отношени?
Отве?на этот вопрос прос?
?поэзии трубадуров термином «coblas capfinidas» обозначалась одна из строфических форм. Он?обязывала поэт?связывать первый стих ново?строфы ?последни?стихом предыдущей методо?повтор?(ил?та?называемог?«повтор??захват?raquo;) Именно та?сцеплены строфы второй ?третье?част?«Песн?об альбигойском крестово?походе» (тогд?ка??первой част?использова?другой кано?— «coblas capcaudadas», согласно которому начало ново?строфы должно было повторять одну лишь рифм?последнего стих?предыдущей).
Именно этот стил?мы находи???Булгаков??ег?романе "Мастер ?Маргарит?quot;.
Концовка глав?1-? «Вс?просто: ?бело?плащ?hellip;» |
Начало глав?2-? «?бело?плащ??кровавым подбое?hellip;» |
Концовка глав?15-? «Солнце уж?снижалос?на?Лысо?Горо? ?была эт?гора оцеплена двойны?оцеплением…» |
Начало глав?16-? «Солнце уж?снижалос?на?Лысо?Горо? ?была эт?гора оцеплена двойны?оцеплением. Та кавалерийская ал? чт?перерезала путь прокуратор?окол?полудня, рысь?вышл??Хевронским ворота?города». |
Концовка глав?18-?(Коне?первой част?романа): «За мной, читатель!» |
Начало глав?19-?(Начало второй част?романа): «За мной читатель! Кт?сказал тебе, чт?не?на свет?наст?ще? верной, вечной любв?» |
?та?дале?..
Та?чт?же, Фаго?- эт?рыцарь-трубадур, авто?«Песн?об альбигойском крестово?походе, скрывающий ?це??конспираци?своё наст?ще?имя? Чт?то вс?же остаёт? недосказанны?..?именно: почему за неудачну?шутк?рыцарь должен бы?отслужит?стол?долгую службу ?Кня? Тьмы, ?согласно материалам, представленным ?предыдущем пост??Воланд?/a> - ?эльфийсого лорд?
Однажд?попалась мн?информац?, чт?была когд?то такая старинная легенд??то? чт?один рыцарь неудачно пошути? ?за эт?должен бы?служит?скольк?то времен?эльфийской королеве. Уж не из легендарного ли прошлого пришла ?рома?"Мастер ?Маргарит?quot; эт?загадочн? история рыца? ?тёмн?фиолетовом? Но об этом я напишу позж?
"Но сегодня такая ночь, когд?сводятся счет? Рыцарь свой счет оплати??закрыл!" Улыбнись, безы?нный рыцарь... Ещ?не вече?
Серия сообщени?"БУЛГАКОВ":
Част?1 - Киев. Музе?Пушкин? ?доме, ?которо? жи? Булгаков.
Част?2 - Михаил Булгаков: «Писател?всегда буде??оппозици??политике, пока сама политика буде??оппозици??культуре?/a>
...
Част?4 - «Масте??Маргарита». Фотоиллюстраци?Елен?Мартынюк
Част?5 - Вёлунд - прототип Воланд?
Част?6 - Безы?нный рыцарь.
Част?7 - Пр?кота Бегемота
Част?8 - Обра?профессора Преображенског??свет?тайн "Собачьег?сердца"
...
Част?11 - 3 секрет?романа «Масте??Маргарита»
Част?12 - Прототип?героев романа «Масте??Маргарита»
Част?13 - Музе??? Булгаков?quot;Нехорошая квартира"
Рубрик? | мифология/Легенд??сказан? Литература/Литературные геро?/a> |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |