Крещение Господне ?икон? фрески, мозаик?/b> |
Празднование Богоявлен? появилось ?Церкви одни?из первых. До IV века празднован? Крещен? ?Рождеств?состав?ли единое торжеств? посвященное Воплощению, пришествию ?ми?Спасителя.
Первое изображени?Крещен?, нахо?щееся ?римски?катакомбах, появилось ещ?до разделен? единог?чествования Богоявлен? на дв?самост?тельны?торжеств? Фреска, прав? част?которо?утрачена, обычно датирует? III веко?
Та?ка?изображе?крещающийся отро? ?не взрослый му? ?научно?сред?существует предположени? чт?вся сцен?представ?ет не Крещение Иисуса Христа во Иордан? ?об??крещен? какого-то новообращенног?юнош? Но ?III-IV века?Христа част?изображали не средовеком, ?именно юношей. Иконография Спасителя ещ?только разрабатывалас? окончательно?установление каноническог?изображения произошл?позж? Обра?молодого безбородог?Христа, совершающего чудотворен? «юног?Бога» бы?по?те?воспитанному ?античной культуре человеку, поскольк?такая трактовк?традиционн?передавала идею вечности Божества.
Предполагают, чт?небольшо?рост ?детски?черт?лика Спасителя могу?об?снять? попыткой намекнут??изображени?Крещен? ?на события Рождеств?Христова. Собственно, само Рождеств??III веке ещ? видимо, не изображалось, ?поскольк?об?события праздновалис??один день, то художник?вполне допустимым могл?казать? изображени?Христа чуть ли не Младенце? Таки?образо? верующий, гля? на один обра? вспоминает дв?Евангельских события.
?пользу того, чт?фреска представ?ет Крещение именно Спасителя, говори??изображени?Духа Святого ?виде голу?. Рука Предтечи на глав?Спасителя — деталь, заимствованн? из практики совершен? Таинства Крещен?. ?Евангели?не сказан? возлагал ли Иоан?руку на глав?Господ? но, та?ка?эт?один из ярких, запоминающих? богослужебны?жестов, он включает? ?иконографическую схем?
?других раннехристиански?па?тниках, например, на выполненно?из слоновой кост?окладе Миланского Евангелия, можн?наблюдат?то?же различны?масшта?пр?изображени?фигу?Иоанна Крестите? ?Христа.
Предтеча сказал ?Христе: «Ем?должно раст? ?мн?умалять?» (Ин.3:30). Возможно, особенност?масштаба фигу?— эт?завуалированны?способ изображения пророчеств?Иоанна ?то? чт?он свою миссию исполнил: ег?проповед?на земл?завершается, ег?ожидаю?заключение ?казн? ?то время ка?проповед?Спасителя только начата.
?середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся ?городе Равенн? ?вода?реки появляет? обра?полуобнаженног?седого старца ?ветвью ?руке. Эт?олицетворени?(персонификац?) реки Иордан.
?ранний период подобные изображения встречаются ?искусств?наиболее эллинизированных областей импери? та? гд?бы?навы??отвлеченному восприяти?таки?аллегорических детале? ?восточны?областя? гд?искусств?стремилось ?соблюдению принципа, которы?можн?назват?своеобразным «историзмом» ил?«реализмо?raquo;, несуществующие персонаж?не изображались, те?боле?таки? которы?могл?вызват?ассоциации ?языческой мифологией, наполненно?всяческим?духами стихий: наядами, дриадами, фавнам?
?искусств?византийской эпох?постепенно бы?достигну?определенный компромисс. Старец, символизирующи?Иордан, изображался, боле?того: ?поздневизантийский период добавилось изображени?женско?фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ мо?. Но об?эт?фигуры сильно измельчали по сравнени??равеннским?«полнокровным?raquo; персонификац?ми ?за?ли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую он?едва заметн?сред?речных волн, поскольк?написаны оттенкам?синего цвет? Помещенные вместе эт?дв?персонаж?иллюстрируют слов?133 псалма, ?которы?сокрыт?пророчеств??Крещении: «Море виде ?побеже, Иордан возврати? вс?ть» (Пс. 113, 3).
Само?раннее дошедшее до на?изображени?Богоявлен?, выполненно?на доск?— сцен?на крышке реликвар?, найденного ?римско?капелл?Санкта Санктору? Эт?произведение было создан??конц?VI века ?восточно?част?импери? може?быть, ?Палестин?
Христо?изображает? ?соответствии ?Евангельским повествованием средовеком, ?бородо? По сторонам от Него помещены фигуры двух ангело? Иоанна Предтечи ?апостоло?Андр? ?Иоанна. На?Спасителем написа?Ду?Свято??виде голу?, исхо?щи?от десниц?Бога Отца. Обра?десниц?позволяет решить сложну?задачу изображения неизобразимого — Отчего глас??небе? «Се?есть Сы?Мо?Возлюбленный, ?Которо?Мо?благоволение» (Мф.3:17).
Для раннехристианского, ?пото??византийског?искусств?характерно изображени?Христа ?сцен?Крещен? обнаженным. ?данном случае нагота не може?быть отголоском эллинистическо?традиции. Христо?предстае?наги?ка??произведен??областей, имевши?давние традиции изображения обнаженног?тела, та???па?тниках сиро-палестинског?регион? такого прошлого не имеющего, ?всегда боле?«строгого». Христо?изображает? наги? ка?Адам ?Эдемском саду. Этим подчеркивает?, чт?Христо?— новы?Адам, совершенны?Богочелове? пришедши?спасти ро?людско?от власти смерти ?грех? Только произведен??XV века Христа начинают изображать ?преп?сани?
?произведен??средневизантийског?времен?усиливается повествовательны?аспект изображения. Например, на мозаик?собора Осио?Лука?изображены древ??секира — указание на пророчеств?Предтечи «Уж??секира пр?корн?дере?лежи? всяко?дерево, не приносяще?доброг?плод? срубаю??бросаю??огон?raquo; (Мф.3:10).
Наполнение композиции второстепенным?дета?ми делает ее нескольк?дробно? многословной, «шумной». Помимо двух апостоло??ангело?начинают изображать? пришедши?крестить? от Иоанна люди. Некоторы?снимаю?одежды на берегу, другие — уж?плывут по реке. На многих иконах ?вода?плещут? не только рыбы, но ?отроки.
На созданно??XIV веке икон?из собран? Национальног?музея ?Белграде вверху, на фоне небесног?сегмента, изображают? ангельские силы ?открытые врат? чт?по мысл?художник?должно иллюстрировать евангельские слов??разверзших? небеса? На вершинах горо?написаны дв?небольши?фигуры, держащие сосуды, из которы?льет? вода. Эт?олицетворения источников Иора ?Дана, которы? согласно предан?? слив?сь, образовывали Иордан.
?па?тниках позднего Средневековья вполне традиционное изображени?десниц??небесном сегменте заме?ет? неканоническим образо?Бога Отца.
Васильевские врат?новгородског?собора Св. Софи? 1336 ? Собора Александровского Успенского монастыря. Фрагмент
Двусторонняя икон?таблетка 2-? четверть XV? Сергиево-Посадски?историко-художественный музе?заповедник
Мастер Михаил. Икон?из Благовещенског?собора ?Сольвычегодске. На? XVII ? Государственны?Русски?Музе? Сп?
Камиль Коро. 1847 ? Церков?св.Николая ?Шардонне,Пари? Франция Икон?БОГОЯВЛЕНИ?ГОСПОДНЯ. Росс?, коне?18 века. Дерево, левкас, темпер? Ново-Иерусалимски?монастыр?
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Проверка орфографии: (найт?ошибки)
|
Прикрепить картинку: Переводить URL ?ссылку Подписаться на комментари?br /> Подписат?картинку |