Вера Федоровн?Комиссаржевская ?Владимир Леонидович Муравьев:
?истори?русско?живописи немало полоте? изображающих охот?ка?br />
барску?забаву ил?крестьянски?промысел ?множеством охотнико? руже? сворам?охотничьих соба??непременными трупам?животных. Некоторы?современника?таки?картин?нравилис? поскольк?вызывали ностальгически?воспоминан? об охот? Других, наоборот, отталкивал?безграничной жестокость?по отношени??живо?природ?
Однако охот?— эт?не только способ добывания пищи. Эт?ещ??br />
единоборство. Чтоб?быть наст?щи?охотнико? нужн?умет?слушат?ле? распознавать след?животных, знат?их повадк? Конечн? цель — ничт?по сравнени??этим единоборство? ?выслеживании дичи скрыта особ? охотничья романтик? ?отстре?— уж?суровая проз?жизн? Художник Владимир Леонидович Муравьев бы?именно романтиком. Возможно, он — единственный русски?художник, которому удалос?опоэтизировать охот? привлечь ?не?внимание широко?публик?
Дворяни? внук граф???Муравьев? получившег?свой титу?br />
за подавление восстания ?Польше, Владимир Муравьев ?детств?привык ни ?че?себе не отказывать.
Бросив Пажеский корпус ?1881 году, он определился вольноприходящи?учеником ?пейзажны?клас???Клодта ?петербургско?Академии художест? Помимо этог?Муравьев посеща?сеансы пейзажиста ??Крыжицкого, на которы?то?охотно делился опытом со всем?желающим?
Художественное образовани?Муравьев?не отличалось систематичностью:
положени?вольноприходящего ученик?ни ?чему не обязывало, да ?са?Муравьев не стремился совершенствовать свое мастерство. Повеса ?гу?ка, завсегдата?светских бало? он жи?на широку?ногу, благ?происхождени??деньги эт?позволяли. Ем?не нужн?было думать ?хлеб?насущном, поэтом?искусств?для него было лишь развлечением. ?1883 году, будучи ещ?безвестным, не вполне сформировавшим? художником, ? Муравьев женился на Вере Федоровн?Комиссаржевско? ?будуще?знаменитой актрис?
Супружеская жизн??Муравьев?не сложилас? Он полага? чт?ег?br />
жена — обычная женщин? склонн? ?ведени?домашнег?хо?йств. Он?же хотела принимат?участи??ег?становлени?ка?художник? стат?ег?другом ?помощницей. Он?хотела жить ег?интересами, сопровождать ег?на этюд? давать советы, но он полага? чт??искусств? ка???охот? женщин?не мест? Жена упрекала ег??пристрасти??развлечения? ?то? чт?он не ?сост?ни?отдать жизн?искусств??способен променять творчество на карт??гу?нк? ?он уп?мо не хоте?ме?ть свои привычки, даже ради жены. Казалось, чт?дикарски?обра?жизн?Муравьев? растрачивани?сост?ния ?ресторанах ?больше?степен?способствовали ег?вдохновени? че?счастлив? супружеская жизн? Тако?брак, основанный на непонимани? не мо?длиться долг? Спус? дв?года Муравьев измени?жене. Ег?избраннице?стал?родн? сестра Веры Федоровн? Эт?окончательно перечеркнуло пылкую ?страстну??прошло?любовь начинающег?художник??блес?ще? талантливо?женщин? Но ?новы?брак распал? ?1890 году.
Барски?замашк?граф?? Муравьев? ег?край?я жестокость по отношени??обеи?супругам привел??тому, чт?Вера Комиссаржевская воспоминал??свое?бывшем муже только ?резк?негативном тоне, однако факт остает? фактом: граф Муравьев — «от?вленны?него??raquo; ?жизн??художник необыкновенн?чистой души ?свои?картинах — во?дв?полюса ег?натуры. Своеобразным итогом неудачно?семейной жизн?стал?перв? картин?? Муравьев? показанн? на выставке ?1885 году.
?го?спус? ?жизн?художник?появился новы?куми?— Юлий Юльеви?Клевер. Выгнанны?из Академии художест? Клевер суме?добить? признания ?кругах петербургско?знат?благодаря новы?сюжета??виртуозной техник?исполнен? лесных закато??зимней природ? Слав?Клевер?была стол?велика, чт?Муравьев старал? подражат?маэстр?во всем, даже ?способ?работы на?картинам? Та? известно, чт?Клевер во время сеанса ставил на столик бутылк?коньяка, клал на блюдечко мочену?клюкву ?бруснику, приговарив?: «Не надо пьянствоват? ?маленьки?глоток хорошего вина бодрит». ??мастерской Муравьев?на специально?столик?всегда были рюмк? бутылк?вина ?бутербро? Время от времен?он отходи??столик? дела?нескольк?глотко?для вдохновения ?внов?брал? за кист? Клевер мо??присутстви?заказчик?написать целу?картин? Муравьев стремился ?такому же профессионализму, ?никаки?житейски?невзгоды не могл?ем?помешать. Клевер бе?конц?тиражирова?излю6ленный моти?ярког?заката ?зимней лесной глуш? ?на картинах Муравьев?-вс?те же пылающие закаты. Круг почитателе??Клевер???Муравьев?бы?примерно одинаков — их картин?покупали ?основном особ?царско?фамили??их приближенные.
Искусств?Муравьев?не знал?ни взлето? ни падени? Он бы?вн?моды ?художественных течени? ка??Клевер, он всегда писа?картин??мастерской, част?по па?ти ил?фантазир? во время сеанса. Модное увлечени?пленэром не коснулос?ег? Композиции ег?картин обычно нарочито сценичны, чт?соответствовал?академическо?традиции. Сюжеты не отличались разнообразие? сценки, иллюстрирующие охот??повадк?животных част?дополнялись эффектными романтическими закатами ?восходам?солнца, реже — лунным освещением. Изредк?художник?интересовали переменчивые сост?ния природ? врод?наступления гроз?
Пейзаж?Муравьев?обычно предназначалис?для искушенног??охот?зрителя. Вс?нюансы каждог?вида охот?почт?невозможно изобразить ?одно?картин? поэтом?художник игнорирова?отдельны?момент??сосредотачивал? на поэтическо?сторон?темы, полагая, чт?знаток?охот?бе?труд?вспомня?свои реальные впечатления. ?само?деле, ка? например, проиллюстрироват??гу вальдшнепо? Известно, чт?саме?вальдшне?взлетает на?деревьями пере?рассвето??начинает «?нуть», то есть издавать крик. Самк? нахо?щая? на земл? отвечает ем? посл?чего саме?устрем?ет? ?не? Отстреливать можн?только ле?щего само? Но всех этих нюансо?на картин?Муравьев?не? Ег?«?га вальдшнепо?raquo; — эт?поэтически?пейзаж ?березами, болото??блеско?солнца на воле.
Ил?же ка?изобразить ?живописи охот?на глухарей? Известно, чт?когд?глухар?токуют, он?не слышат ничего вокруг се?. ?только ?эт?мгновения, не боле?трех-?ти секунд, можн?приближать? ?глухарином?токовищу. Поис?глухарей може?длиться достаточно долг? ?только бесконечны?терпение?можн?достич?результата. Увидет?поющег?глухаря — мечт?любого охотника. Вг?девшис??дореволюционны?открытки — репродукци??картин художник?— ?по??аз?охот? вы невольно за?жаетес?то?романтикой охот? ?которо?ране?даже не догадывались.
Иногда на полотн?Владимир?Муравьев?вс?же попада?стре?ющий охотни? но главно?мест?отводилось не ем? ?ег?несчастным жертва? Та? можн?невольно посочувствоват?незавидной судьбе русака, выскочившего прямо по?дуло ружья охотника, ил?же тетерева? ?которы?он суме?подобраться та?близко, чт??следующи?ми?непременно выстрели??ни?
Но стол?«жестокие» сцен?охот??Муравьев?скорее исключение, че?правил? Для него важнее предвкушение охотничьег?троф?, любовани?жизнью животных ?даже, ?како?то мере, сопереживани?им. ?нескрываемым восторго?Муравьев внов??внов?изобража?тетеревины?то?
Однако, ?отличи?от Клевер? Муравьев не стремился ?художественным зван???наградам. ?ег?сознании титу?граф?перевешива?вс?другие возможны?почест? которы?существовали ?России ?то время для художник? ?неизменным пост?нством он подписывал свои картин? «Граф Муравьев». Со временем он выработа?свой собственны?живописный почерк: сначал?писа?маслом, ??началу XX века переше?на смешанну?техник? част?используя гуаш? Ег?картин?легк?узнаваем?благодаря сюжета? ?такж?своеобразной фактур? Стволы ?ветк?деревьев част?процарапывалис?перо?либо рельефно выде?лись красками. Для изображения заснеженны?по??применялся широки?мазо? Подобное сочетани?опреде?ло естественность впечатления, благодаря которому ?сегодня старые открытки, по которы? главны?образо? известно творчество художник? неплох?смот?тся ?пользуют? неизменным успехо??филокартисто?
?другой сторон? многие открытки, воспроизво?щи?картин?Муравьев? объективно достаточно редк??высоко оцениваются. Эт?об?сняет? те? чт?большая их част?была выпущена пере?Первой мирово?войной ?Лодз?(издани??Островског? ??Нюрнберг?(издательство TSN). ?начало?военны?действий связь этих городо??Россие?прекратилась ?некоторы?открытки, вероятн? та??не попали ?Россию.
Муравьев?считал?самоучко? Слишко?узки?бы?круг почитателе?ег?искусств? слишко?дале?он бы??от современно?ем?пейзажно?живописи, ?от бурной выставочно?деятельност? Ег?искусств? казалось, было предназначен?для избранны? ег?практическ?не знал?критик? Он создал свой собственны?ми?художественных образо? ?таки?художников было не та?уж мног??России. Но ег?предприимчивость ограничивалась богемной жизнью. Эт?Клевер мо?подготавливать общественное мнение, приглашать журналисто?на свои выставки ?чуть ли не диктоват?хвалебны?статьи ?свои?картинах ?ведущи?газеты. Муравьев же не бы?способен пост?нн?привлекать ?себе публик? Може?быть, поэтом?ег?творчество сравнительно редк?освещалось ?прессе.
Интересн? чт?посл?революци?1917 года жизн??творчество Муравьев?не закончилис? Он не эмигрирова?за границ? ка?многие другие, современны?ем?русски?художник? Он не увлекся ?социалистическим реализмо? Он жи? писа?излюбленны?им тетеревины??глухариные тока, подписывал? просто «Муравьев», хо? ег?искусств?советского времен?горазд?мене?известно, че?дореволюционно? Лихолеть?Гражданско?войн?забросил?ег??Ростов-на-Дону. Графское происхождени?нискольк?не мешало устройству художник??ново?жизн? Муравьев представ?лся потомком знаменитог?декабриста.
Но ?условия?построен? социалистическог?общества художник
?каждым годо?вс?больше ?больше чувствовал свою ненужность. Богаты?заказчиков больше не было, ?рабочи??крестьяна?нужн?были символ?светлого будущего. Сред?коллег-живописцев, известны?до революци??вставших по?знамен?нового искусств? ?Муравьев?не было друзей ?знакомых, которы?могл?бы пр?случае похлопотат?за «певц?охот?raquo; пере?революционны?начальство? Кт?знае? може?быть, ег?несложны?охотничь?пейзаж?могл?бы понравиться советски?вождя? которы? ка?известно, любили поохотиться.
Он писа?вс?меньше ?вынужден бы?сбыват?свои изящные «охот?raquo; по бросовым цена?на ростовском базаре. Всем?забыты? он умер ?1940 году.
Можн?упорно отказывать художник??профессионализме, свойственном наст?щи?художникам, называть зверей ?ег?картин застывшими скульптурами. Можн?до бесконечност?обви?ть Муравьев??распутно?образе жизн??полность?оправдыват?ег?же? Можн?бе?конц?подчеркивать то?факт, чт?Муравьев та??не бы?удостоен художественных званий. Единственное, чт?остает? непреложно?истино? — картин?Муравьев?всегда наполнен?восторженным чувством искренне?любв??родной природ? Може?быть, именно поэтом?открытки ?репродукциями ег?картин пользуют? неизменным успехо??филокартисто?
1420 x 2000
850 x 521
2000 x 1260
1614 x 1033
800 x 515
898 x 1326
632 x 417
688 x 1000
992 x 642
1625 x 1039
953 x 626
1625 x 1039
900 x 566
1621 x 1026
525 x 770
1622 x 1038
1607 x 1166
2000 x 1190
584 x 900
1660 x 1170
1037 x 1637
578 x 339
700 x 456
1578 x 1028
1625 x 1039
1024 x 659
987 x 634
691 x 493
3406 x 2178
1614 x 1024
953 x 637
500 x 788
550 x 650
500 x 775
2801 x 2327
907 x 619
1636 x 1040
500 x 1130
1932 x 3246
665 x 1000
578 x 343
761 x 1695
3500 x 2188
683 x 437
987 x 644
6448 x 4224
2820 x 1788