СЕМЬ МИЛАНСКИ?МАСТЕРОВ: ?ТЕНИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧ? Рассматриват?творчество живописцев миланс...
История "Сикстинско?Мадонн?quot; - (0)✨История одного шедевр? "Сикстинская Мадонн? История одного шедевр? чт?скрывает &q...
Рисунк?Леонардо да Винч? - (0)РИСУНК?ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧ?(1452-1519), ЧАСТ?II За вс?жизн?Леонардо да Винч?создал лишь ок...
Рене Магрит?/a> - (0)РЕНЕ МАГРИТ? ЗАГАДК?ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магрит?(1898-1967). Сы?человеческий, 19...
Осенни?джаз - (0)✨ Идеальны?осенни?джазовый маршру? Добр?пожаловать на Jazz-музыка, пост?нн?..
Пушкинск? речь Достоевского |
20 ию? Достоевски?nbsp; же публично?заседани?Общества любителе?российской словесност? произнёс свою знаменитую речь ?Пушкин?
Пушкинск? речь Достоевского была евангелием русского консерватизм? Посл?ее оглушительного успеха Достоевски? ликуя, писа??дружеско?письме Победоносцев? «Наша взяла!»
Но от победоносцевской России не осталось след? Многое ли уцелел?от пушкинской речи?
Блистательно?воспоминание. Гениальный ораторский фейервер? Незабываемый «ми?raquo; подъем?русско?народной гордости. Но политические построен? Достоевского оказалис?призрачным? русская жизн?их опровергла, опрокинула ?очевидностью.
?мене?всег?винова??этом Пушкин! Ег?то политические предчувств?, ег? пушкинские, высказыван? ?России выдержал?жизненну?проверку; оказалис?безупречно правдивыми.
1
«Истоки» пушкинской речи Достоевского — эт? во-первых, Гоголь, ег?«Переписк??друз?ми», ?во-вторых, Аполло?Григорье? ег?литературные превознесения Пушкин?
Первый по времен??лучший на?«пушкинис?raquo;, Гоголь определи?уж?Пушкин?ка?«исключительное явление русского духа» ?ка?выразите? «всемирно?отзывчивости» русско?души. На этой наше?«всемирност?raquo; Гоголь ?пытался, до Достоевского, примирит?славянофило??западников.
Пушкинск? речь сказан?была Достоевски?«по Гоголю» горазд?больше, че?«по Пушкин?raquo;. Об?он?горазд?ближ?Пушкин?ст?ли ?славянофила? утверждавшим, будт?западн? цивилизация придае?чрезмерн?мног?значен? внешни?формам жизн??може?привести ?умалению «внутреннег?человека», ?ег?обезличени? ?Соединенны?Штатах Гоголь писа? «Челове??ни?выветрил? до того, чт?выеденного яйц?не стои?raquo;. «Боже! страшн??пуст?становит? ?Твое?мире». На Западе, пророчил Гоголь, «заваривают? таки?су?тицы, чт?не поможе?никако?человеческое средство»; «именно ?те?благоустроенны?государствах, которы?наружным блеско?мы та?восхищаемся». «Закружит? ?голове ?самы?те?государственны?люде? которыми вы та?любовались ?палата???камера?raquo;. «?России ещ?брезжи?свет; есть ещ?пути ?дороги ?спасению». «Вы увидит? чт?Европа приеде??на?.. за покупкой мудрости, которо?не продаю?больше на европейски?рынках». Оттого вс?придут ?на? чт?русская народн? правда — правда всемирная, правда христианск?. Эт?за де?тк?ле?до Достоевского тверди?Гоголь; ?эт? почт?слов??слов? повторил Достоевски??пушкинской речи.
«Выйдя» из гоголевско?«Шинели», прой? сквозь испытания «Мертвого дома» ?идя ?свое?предсмертной речи ?Пушкин? Достоевски?вс?жизн?следовал за Гоголе?по ?та? То он ег?повторя? то он ег?исправ?? то он ег?уничтожа??дела?карикатурным; но всегда — продолжа?хо?гоголевски?мыслей.
Первые вещи Достоевского (об этом сохранилос?свидетельств?Смирново?Россетти) — «огорчили» Гого?, хоть ?признавшег?за Достоевски?«большо?талант», но на?ни?«тосковавшего». Зато речь??Пушкин?Гоголь остался бы доволе? Пафо?этой речи, вс?ее построение, даже язы?— от него, «от Гого?».
Аполлону Григорьеву следовал Достоевски??литературной част?свое?речи ?Пушкин?
Григорье?(1822—1864) положи?начало своеобразном?течени?русски?«почвеннико?raquo;. ?област?литературной он де?ть?годами раньше Ипполита Тэна стал применять прославленны?по?именем «тэновского» критически?подход ?произведен??искусств?ка?живы? органическим явлен?? ?корнями ?прошло??семенами будущего. ?замечательно?статье проф. Спекторского титу?«русского Тэна» поднесен Аполлону Григорьеву ка?нечт?бесспорное ?за ни?уж?укрепившее?. Но всег?тр?года наза?проставленны??моей книг?«Русская литература» то?же титу?вызвал ?парижско?печати бурю насмешек: пьяны?забулдыг? авто?цыгански?«Двух гита?raquo; — «русски?Тэ?raquo;?!
Да. Этот «пьяница», ?42 года уж?сгоревши? бы?редким знатоком русско??европейско?литературы, имел прекрасную философску?подготовку, знал нескольк?языко? быва?за границей ?сочета?тонкую артистическу?натуру ?широки?умственным кругозором. Ег?статьи увлекали Льва Толстого («понимающий искусств? милая умница»), приводил??востор?Тургенев??решающ?повл?ли на Достоевского.
Достоевски?уж??начале 60-?годо?пригласи?Григорьева сотруднико??свой журнал «Время» ?чрезвычайн?высоко ег?ставил.
Гордом? байроническому Алек?из пушкинских «Цыга?raquo; именно Аполло?Григорье? ?не Достоевски?впервы?противопостави?русски?«смирны?raquo; ти? ?основе добрый, хо? ?склонный порыва?буйств? Знаменитое восклицани?Достоевского: «Смирис? гордый челове? потрудис? праздный челове?» — внушен?всецел?Аполлоно?Григорьевы? «Поме?вшис?душо??Байроном», писа?Григорье? Пушкин преодоле?ег??вернул? ?тихи?героя?«Капитанско?дочк?raquo; ?повестей Белкин? Белкинскую повест?«Станционны?смотритель» он же справедлив?назвал «зерном всей русско?натурально?школ?raquo;.
Но Григорье?отнюдь не сводил Пушкин?только ?«Повестя?Белкин?raquo;. Для него Пушкин — «заклинател??властели?многообразны?стихий», ?пушкинский «Белкин есть только голо?за просто??доброе, поднявший? ?душа?наши?против ложног??хищног?raquo;.
Для Григорьева «Пушкин — наше вс?raquo; именно потому, чт??пушкинском искусств?национальное успело подвергнуться иноземны?вл?ния? по?галось ?ними — ?победило, обогатившись всемирными соками.
Эт?победу русского, христианског?понимания жизн?на?европейски? на?чуждым, эгоистически? Аполло?Григорье?считал ?Пушкин?основною. Пушкиным, писа?он, «за?за?основной узел» русско?литературы. Но ?Пушкин?многое «осталось ?карандаш?raquo;; многое надо ещ?расцветить, «угадат?raquo;, насытить красками, углубить ил?сузить. Пушкин завеща?на?идеа?«меры ?красот?raquo;. ?«красот?— ?не?одно?заключается истина, ?ею одно?входит истина ?душу человека». «Красот?спасет ми?raquo;, — откликнется пото?Достоевски?
Григорьеву следовал Достоевски???свое?апофеозе Татьяны ка?русско?женщин? Для Григорьева «Татьяна, русская душо? сама не зн? почему», полн?русско?почвенно?красот??душевной силы. Наоборот, Онегин, оторванный от родной почв?— «пародия».
2
?Гого? ??Аполлона Григорьева можн? таки?образо? вычитать уж?многое из того, чт?скажет пото??Пушкин?Достоевски? Но есть, уж??ни? ?начало «преломления» подлинного Пушкин??сознании, Пушкин?чуждом, склонном Россию идеализировать.
Достоевски? ка?буйный зарывающий? игро? крут?занесся уж??дебр?мира вовс?не пушкинског? Он прямо отождестви? задыхаясь ?увлекаясь, русску?стихию, русску?народную почв?— ?духо?Святого Евангелия! ? делая эт? он резк?оторвался не только от Пушкин? но ?от русско?истори? прошло? до Пушкин? ?будуще? посл?Достоевского.
Русская почв?дала ??пр?влений изумительной красот? преимущественн?та? гд?эт?почв?была распахан?плугом ?освещена солнце? ?одичании, ?запустении, на тако?почв??до??одиночно?святостью возможен чертополох. Этог?ли не знал Достоевски? Знал. Но ?пламенно?спор??либералами-европейцам? произнося свою речь, ?пото?защищая ее от политических возражений профессора государственного прав?Градовског? Достоевски?та?досказал ?заострил свою мысл? «Европе предстои?неминуем? коммунистическ? гибель. Но не России».
«Гряде?четверто?сословие, стучит? ?ломится ?двер? ? если ем?не отво?? сломае?двер? Не хоче?он?прежни?идеало? отвергае?вся?доселе бывший зако? На компромисс, на уступочк?не пойдет. Подпорочками не спасет?здан?. Уступочк?только разжигаю? ?он?хоче?всег? Наступае?нечт?тако? чего никт??не мыслит. Вс?эт?парламентаризм? вс?исповедуемые теперь граждански?теории, вс?накопленны?богатств? банк? наук? жиды, вс?эт?рухнет ?один ми? ?бесследн?raquo;...
Пролетарии «бросятся на Европу, ?вс?старое рухнет навеки. Волн?разобьют? лишь ?на?бере? иб?тогд?только въявь ?воочию обнаружится пере?всем? до како?степен?на?национальный организм отличе?от европейского... ? быть може? только тогд? освобожденны?на ми?от Европы, мы займем? уж?сами, бе?европейско?опек? нашими общественным?идеалами, ?непременно исхо?щими от Христа». «Европейски?держав?разрушит пролетарий, но не Россию» («Дневни?писате?», послеслови??пушкинской речи).
Вс?вышл?пока наоборот. Буйн? коммунистическ? революция произошл?ка?ра??России, прежде всег??России ?пока только ?России (ил?славянски?страна? ей подневольных). ?начально?большевизм?воскресл?стар? русская пугачевщин??ещ?боле?старый булавински?бунт, ?ег?насквозь пролетарской закваско?— вождями «Драным» ?«Голы?raquo;.
Многомятежн? Росс? ?дн?неудачно?войн??прах разметал?свой политический стро? ем?не хватил?ка?ра?низово?прочност?
Трезвы?государственны?люди (Столыпин) ясн?видели угрозу крушен? ?винили ?не?безмерно за?нувшую? реакци?царствован? Александра Третьего, остановк?крестьянско?реформ? «победоносцевскую» мистик? преклонени?пере?деревенски?убожеством, скудость??бесправием. ??убогой деревн? лишенной устойчивости ?земног?достатка, зрел?совсем не христианские чувств? злоб??завист? прорвавшие? пото??большевизм?
До пушкинской речи ?Достоевского бывали иные высказыван? ?России. Стра? чт?русски?наро?можн?соблазнить «правом на бесчесть?raquo;. Стра? чт?европейская революция може?«начать?» ?России, гд?не?си?отпора ?обществе ?правительств? Но ?дн?пушкинской речи неисправимый энтузиас?горожани?(им Достоевски?оставался даже на каторг? окончательно пореши? чт?наро?«богоносе?raquo; не выдаст! Чт?русская деревня, пуст?нищая, пуст?воспитанная ?бесправи? пуст?отвергающая саму?идею прав? «не допустит» до революци? Иб??на???на?— Христо?
3
Были ли основания связывать подобную иллюзи??именем Пушкин?
Не? ??заключительном аккорд?пушкинской речи Пушкин бы??Достоевского вдохновенн? ?бессознательно, ?уличающе подменен Тютчевым.
Удрученный ноше?крестной,
Вс?те?, земля родн?,
?рабско?виде Царь Небесный
Исходи? благословляя.
«Наро?на? — провозглашал Достоевски? — носитель Христа, только на Него одного ?надеет?». «Пуст?земля наша — нищая, но эт?нищу?земл??рабско?виде исходи? благословляя, Христо? — почему же на?не вместить последнего слов?Ег?»
?трезвого Пушкин? знавшего русску?деревн?вблизи, не та? ка?горожани?Достоевски?ил?дипломат Тютчев, ничего подобног?не? Самая ид? народа-«богоносц?raquo; показалась бы Пушкин? написавшем?«Истори?пугачевского бунт?raquo;, «Капитанску?дочк?raquo; ?«Медног?всадника»,—явн? нестерпимо фальшиво? Русски?бунт, «бессмысленны??беспощадны?raquo;, представал Пушкин?ка?безобразно?наводнение; гранитная набережн? государственност? пускай стеснительная, казалась ем?для величия России необходимо?
«Пуст?земля наша — нищая»... Никогд?Пушкин та?не сказал бы! Он?не должна быть нище? русская земля, не должна он?быть приниженно? Пушкин — эт?энергия, стойкост? движение, «наро?освобожденны?raquo; ?«рабств?падшее», Росс? облагороженн? ?бодр?.
Для Пушкин?чест? гордость ?прав?— не пустые слов? Из стен Лицея выне?он стойку?веру, ?человека ??«прав?естественное».
Куницыну дань сердца ?вина!
Он создал на? он воспитал на?пламен?
Заложе?им краеугольный камень,
Им чист? лампад?возжен?
Прочтите ?«Ново?Русско?Слов?raquo; интереснейши?заметк?юриста ??Гольденвейзера ?чуткости Пушкин??вопросам прав??правосуд? . ?«Дубровском» — ?како?полнотой ??како?неотразимостью рассказана история ?жб? ?которо?семья Дубровског? вопрек?Божьей ?человеческой правде, те?ет имение. Черн? неправда ?земное насили?всегда будили ?пушкинском сердце правый гнев ?отпо?
Пушкин?была бы непо?тн? противна самая мысл?Достоевского — нагнут?голову русски?просвещенным верхам, принизит?их пере?безы?нной, безлично? мним?христианской стихие?простонародья.
Стихии Пушкин никогд?не дове?? Кт?скажет: чт?именно ?не?возобладае? Достоевски? Он ошибет?.
«Из на? ка?из древ? ?дубина, ?икон?raquo;,— говорили ?себе мужики. Всегда — крайност? Пушкин — иной. Сила, но не дубина. Народн? песня, народн? сказка — да; но русская былинн? дикост? та, которо?«грузно от силушк? ка?от ?желого бремен?raquo;,— не? Пушкин?чужд этот скифский разгул стихийного буйств? способны?сбиват??«?церкве?золочены?маковк?— на пропив голи кабацкой». (Во?гд? ещ??былина? первые истоки русского большевизм?) Но ?противоположны?русски?«полю?raquo; — монастырск? мистик? сияни?древнерусско?«икон?raquo; — понимает вс?эт?Пушкин, ?религиозен он, но не??него самого то?захваченност?православием, того мистического восторга пере?иконам? которы?владел Гоголе? Достоевски? Лермонтовы?
Пушкин — недолгий ми?русского равновес?, гармонии русского ?европейц?
?межд?те?«африкански?бесы» жили ?кров?Пушкин??яростно, уп?мо сопротив?лись ег?душевном?стремлению ?ясности, ?гармонии. Те?богаче оказывалос?пушкинское искусств?
Безумств??страстей
Незанимательну?повест?
их «?жкий пламенны?неду?raquo; Пушкин понима?только ка?пролог ?преображению ?укрощени? Страст?— «кобылица молодая», ко?щая пугливым оком, мечущая ноги ?воздух:
Погоди; те? заставлю
?смириться подо мной:
?мерный круг твой бе?направлю
Укороченно?уздо?
Победа на?бунтарской стихие?— перв? земн? победа для Пушкин? Втор? победа — преображение земных будней трудом.
? наконе? выше всег?трет? победа: ме?рыца?-крестоносц? огон?пушкинског?пророк? Но ?та? всюд??Пушкин?торжеств?воли, поставленной на служение правде.
Ни ?ко?из наши?писателе?не было стольк?широты, стольк?ум? тако?правдивост??такого равновес? ?одаренност?
Островский на то?же пушкинском праздник?1880 года произнес речь мене?глубокую, че?Достоевски? ?горазд?мене?прославленну? но зато бесспорную. Он говори? «Перв? заслуг?великого поэт??то? чт?чере?него умнеет вс? чт?може?поумнеть. Богаты?результаты совершеннейшей умственной лаборатори?делают? общи?br /> достижение?raquo;.
Совершенство Пушкин?- ?ег?равновесии.
Равновес? не было ?Достоевского никогд? ни ?жизн? ни ?творчестве. Оттого, може?быть, ?влек? он ?Пушкин? но пр?этом невольно прелом??ег? переделыва? Та же Татьяна, — стол?непохожая на женски?облики ?романа?самого Достоевского, — преклонился Достоевски?пред не? но до чего преувеличи?ее «смирение»! Верн? «жена старог?мужа», ей любы «крес??тень ветвей на?бедной ?не?моей»... Да, ?Пушкин?есть ?эт? но вся психологическая гамм?— не на основе смирен?:
Онегин, ?ваше?сердце есть
?гордость, ?прямая чест? —
?уста?Татьяны эт?величайш? похвал? Му?Татьяны — будущи?декабрис?(эт?ясн?из отрывков «Онегин?raquo;, зашифрованны?Пушкиным ?прочтенных пушкинисто?Морозовы?. Израненный ?боя? но совсем молодо?ещ?генера?— «?Онегиным он вспоминает проказ? шутк?прежни?ле?raquo;,— му?Татьяны буде?пото?сослан за 14-ое декабря ?Сибирь, ?Татьяна последуе?за ни?на каторг? Тогд?то — ?та?впервы?—озарятся полным светом, глубоким смысло?ее пламенны?слов?
Но я другом?отдана;
?буду ве?ем?верн?
?героически?подвиг же?декабристо?поло?безошибочной нравственной красот? но не смиренно-приниженно? ?не?жи?вызо?надменному Петербургу. Татьяна ?Пушкин — дети одно?эпох? расцвета русско?силы ?государственност? «Дней Александровы?прекрасное начало».
Верный то? вольнолюбиво?эпох? Пушкин, вопрек?Достоевскому, никогд?не скло?лся, ?умиление??надрывом, пере?«рабски?видо?raquo; народным.
Почвенная близость ?народу? - да, разумеет?, ка?же инач? Но «спасительн? дорога смиренного общения ?народо?raquo; - не? эт?уж?не Пушкин!
?вря?ли Пушкин стал бы дружит??Победоносцевым... ?дружил бы — та?вместо «Наша взяла!» напомнил бы ем??письме предостерегающие слов?Екатерин?Второй: «Мысл??пользе от убожеств?подданны?всегда буду?причинять погибель самодержавного государств?raquo;.
https://www.yabloko.ru/ Источник: Яблоко
Рубрик? | Пушкин |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |