СЕМЬ МИЛАНСКИ?МАСТЕРОВ: ?ТЕНИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧ? Рассматриват?творчество живописцев миланс...
История "Сикстинско?Мадонн?quot; - (0)✨История одного шедевр? "Сикстинская Мадонн? История одного шедевр? чт?скрывает &q...
Рисунк?Леонардо да Винч? - (0)РИСУНК?ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧ?(1452-1519), ЧАСТ?II За вс?жизн?Леонардо да Винч?создал лишь ок...
Рене Магрит?/a> - (0)РЕНЕ МАГРИТ? ЗАГАДК?ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магрит?(1898-1967). Сы?человеческий, 19...
Осенни?джаз - (0)✨ Идеальны?осенни?джазовый маршру? Добр?пожаловать на Jazz-музыка, пост?нн?..
Письма ?добром ?прекрасном. Дмитри?Лихачё? Беседы... |
Книг?«Письма ?добром ?прекрасном» одного из выдающих? ученых современност? председате? Советского Фонд?культуры, академик?Дмитрия Сергеевича Лихачева адресована не кому-либо конкретн? ?всем читате?? Прежде всег?– молоды? кому ещ?предстои?учиться жизн? идти ее сложными пу?ми.
То, чт?авто?писе?Дмитри?Сергееви?Лихаче?– челове? чь?имя известно на всех континента? выдающий? знаток отечественно??мирово?культуры, избранны?почетным членом многих зарубежных академий, но?щи??другие почетные зван? крупнейших научны?учреждений, делает эт?книг?особенно ценной.
Ведь давать советы може?только авторитетный челове? Инач??таки?совета?не прислушают?.
?советы, которы?можн?получить, прочитав эт?книг? касают? практическ?всех сторон жизн?
Эт?сборни?мудрости, эт?речь доброжелательног?Учителя, педагогический такт которого ?умение говорить ?ученикам?– один из главны?ег?талантов.
Впервы?книг?была издана ?1985 году ?уж?стал?библиографическо?редкость?
Эт?книг?перево???разных страна? перево??на многие языки.
Во?чт?пише?са?? ? Лихаче??предислови??японскому издани? ?которо?он об?сняет, почему эт?книг?написана:
«По моем?глубоком?убеждени?добр??красот?един?для всех народо? Един?– ?двух смысла? правда ?красот?– вечные спутники, он?един?межд?собо??одинаков?для всех народо?
Ложь – зл?для всех. Искренност??правдивост? честност??бескорысти?всегда добр?
?свое?книг?«Письма ?добром ?прекрасном», предназначенно?для дете? я пытаюс?самыми простыми доводами об?снит? чт?следование путе?добр?– путь самы?приемлемый ?единственный для человека. Он испыта? он вере? он полезе?– ?человеку ?одиночку ?всем?обществу ?цело?
?свои?письма?я не пытаюс?об?снит? чт?тако?добр??почему добрый челове?внутренн?красив, живе??согласии ?сами?собо? ?общество???природой. Об?снений, определени??подходов може?быть мног? ?стремлюс??другом?– ?конкретным примерам, исхо? из свойст?обще?человеческой натуры.
?не подчиня?по?тия добр??сопутствующего ем?по?тия красот?человека какому бы то ни было мировоззрени? Мо?пример?не идеологичн? иб?я хочу растолковать их де??ещ?до того, когд?он?станут подчинять се? каки?либо определенным мировоззренчески?принципа?
Дети очен?лю??традиции, гордятся свои?домо? свое?семьей, ка??свои?селением. Но он?же охотно понимают не только свои собственны? но ?чужи?традиции, чужо?мировоззрени? улавливают обще? чт?есть ?всех люде?
?буду счастлив, если читатель, ?какому бы возрасту он ни принадлежа?(случается ведь, чт??взрослые читают детски?книг?, найдет ?моих письма?хо? бы част?того, ?че?он сможет согласиться.
Согласие межд?людьми, разным?народами – эт?само?драгоценно??сейчас само?необходимо?для человечества».
ПИСЬМА ?МОЛОДЫ?ЧИТАТЕЛЯ?/p>
Кажд? беседа пожилого человека ?молодыми оборачивается поучение? Положени?всегда было таки?? вероятн? всегда таки??останется. Постараюсь быть кратки??сказат?лишь ?само?для се? главно?– ка?он?мн?представ?ет?, поделить? опытом прожитой жизн?
Для свои?бесе??читателе?я избрал форм?писе? Эт? конечн? условн? форм? ?читате??моих писе?я представ??себе друзей. Письма ?друз??позволяют мн?писать просто.
Почему я расположил свои письма именно та? Сперва я пишу ?свои?письма??цели ?смысле жизн? ?красот?поведения, ?пото?перехожу ?красот?окружающег?на?мира, ?красот? открывающейся на??произведен??искусств? ?дела?эт?потому, чт?для восприятия красот?окружающег?челове?са?должен быть душевн?красив, глубок, ст?ть на правильных жизненны?позиция? Попробуйте держат?бинокл??дрожащих рука?– ничего не увидит?
Письмо первое
БОЛЬШО??МАЛО?/p>
?материальном мире большо?не уместишь ?мало? ?сфер?же духовных ценносте?не та? ?мало?може?уместить? горазд?больше? ?если ?большо?попытать? уместить мало? то большо?просто перестанет существовать. Если есть ?человека великая цель, то он?должна пр?влять? во всем – ?само? казалось бы, незначительном. Надо быть честны??незаметном ?случайно? тогд?только будешь честны???выполнении своего большого долг? Большая цель охватывает всег?человека, сказывается ?каждом ег?поступке, ?нель? думать, чт?дурным?средствами можн?достигнуть доброй цели.
Поговорк?«цель оправдывае?средства» губительна ?безнравственна. Эт?хорошо показа?Достоевски??«Преступлении ?наказани?raquo;. Главно?действующе?лицо этог?произведен? – Родион Раскольников дума? чт? убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добуде?деньги, на которы?сможет зате?достигнуть велики?целе??облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека ?несбыточна, ?преступление реальн? он?ужасно ?ниче?не може?быть оправдан? Стремить? ?высоко?цели низким?средствами нель?. Надо быть одинаков?честны?ка??большо? та???мало?
Обще?правил? блюсти большо??мало?– нужн? ?частност? ??наук? Научная истина дороже всег? ?ей надо следоват?во всех дета??научного исследован? ??жизн?ученог? Если же стремить? ?наук??«мелким» це??– ?доказательству «сило?raquo;, вопрек?фактам, ?«интересности» выводо? ?их эффективност?ил??любы?формам самопродвижения, то ученый неизбежн?терпит крах. Може?быть, не сраз? но ?конечном счет? Когд?начинают? преувеличения полученных результато?исследован? ил?даже мелкие подтасовки фактов ?научная истина оттесняет? на второй план, наук?перестае?существовать, ?са?ученый рано ил?поздно перестае?быть ученым.
Соблюдат?большо?надо во всем решительно. Тогд?вс?легк??просто.
Письмо второе
МОЛОДОСТ?– ВС?ЖИЗН?/p>
Когд?я учил? ?школ? ?пото??университете, мн?казалось, чт?моя «взросл? жизн?raquo; буде??како?то совершенно иной обстановке, ка?бы ?ином мире, ?ме? буду?окружать совсем другие люди. От наст?щего не останется ничего… ?на само?деле оказалос?вс?инач? Мо?сверстники остались со мной. Не вс? конечн? многих унесла смерть. ?вс?же друз? молодост?оказалис?самыми верным? всегдашним? Круг знакомых возрос необычайно, но наст?щи?друз? – старые. Подлинны?друз? приобретаются ?молодост? ?помн? чт???моей матери наст?щими друз?ми остались только ее подруг?по гимназии. ?отца друз? были ег?сокурсники по институт? ?скольк?я ни наблюдал, открытость ?дружбе постепенно снижается ?возрасто? Молодост?– эт?время сближения. ?об этом следуе?помнит??друзей беречь, иб?наст?щая дружба очен?помогает ??горе ??радост? ?радост?ведь тоже нужн?помощь: помощь, чтоб?ощутит?счасть?до глубин?души, ощутит??поделить? им. Неразделенная радост?– не радост? Человека портит счасть? если он переживает ег?один. Когд?же наступит пора несчасти? пора утра?– опять-таки нель? быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтом?берегите молодост?до глубокой старости. Цените вс?хороше? чт?приобрел??молоды?годы, не растрачивайт?богатств молодост? Ничт?из приобретенного ?молодост?не проходит бесследн? Привычки, воспитанны??молодост? сохраняют? на вс?жизн? Навыки ?труд?– тоже. Привык ?работе – ?работа вечн?буде?достав?ть радост? ?ка?эт?важн?для человеческог?счастья! Не?несчастнее человека ленивого, вечн?избегающег?труд? усилий…
Ка??молодост? та???старости. Хороши?навыки молодост?облегчат жизн? дурные – усложня?ее ?затруд??
?ещ? Есть русская пословиц? «Береги чест?смолод?raquo;. ?па?ти остают? вс?поступки, совершенны??молодост? Хороши?буду?радовать, дурные не давать спат?
Письмо третье
САМО?БОЛЬШО?/p>
??че?самая большая цель жизн? ?дума? увеличиват?добр??окружающем на? ?добр?– эт?прежде всег?счасть?всех люде? Он?слагается из многог? ?каждый ра?жизн?ставит пере?человеко?задачу, котору?важн?умет?решать. Можн???мелочи сделат?добр?человеку, можн???крупно?думать, но мелочь ?крупно?нель? разделять. Многое, ка?я уж?говори? начинает? ?мелоче? зарождается ?детств???близко?
Ребено?люби?свою мать ?своего отца, братье??сестер, свою семь? свой до? Постепенно расширяясь, ег?привязанности распростра?ют? на школ? село, горо? вс?свою страну. ?эт?уж?совсем большо??глубокое чувств? хо? ?на этом нель? останавливаться ?надо любить ?человеке человека.
Надо быть патриото? ?не националисто? Не?необходимост?ненавидеть каждую чужу?семь? потому чт?любишь свою. Не?необходимост?ненавидеть другие народы, потому чт?ты патрио? Межд?патриотизмом ?национализмо?глубокое различие. ?первом – любовь ?свое?стране, во втором – ненавист?ко всем другим.
Большая цель добр?начинает? ?малого – ?желания добр?свои?близки? но, расширяясь, он?захватывае?вс?боле?широки?круг вопросов.
Эт?ка?круг?на воде. Но круг?на воде, расширяясь, становятся вс?слабее. Любовь же ?дружба, разрастаясь ?распростра?ясь на многое, обретают новы?силы, становятся вс?выше, ?челове? их цент? мудрее.
Любовь не должна быть безотчетно? он?должна быть умно? Эт?значит, чт?он?должна быть соединен??умение?замечать недостатки, бороть? ?недостатками – ка??любимо?человеке, та???окружающих лю?? Он?должна быть соединен??мудрость? ?умение?отде?ть необходимо?от пустог??ложног? Он?не должна быть слепой. Слепой востор?(ег?даже не назовешь любовь? може?привести ?ужасны?последствия? Мать, всем восторгающ?? ?поощ?ющ? во всем своего ребенк? може?воспитат?нравственног?урод? Слепой востор?пере?Германие?(«Герман? превыш?всег?raquo; – слов?шовинистическо?немецкой песн? привел ?нацизм? слепой востор?пере?Италие?– ?фашизм?
Мудрость – эт?ум, соединенны??добротой. Ум бе?доброт?– хитрость. Хитрость же постепенно чахнет ?непременно рано ил?поздно оборачивается против самого хитрец? Поэтом?хитрость вынужден?скрывать?. Мудрость же открыт??надежн? Он?не обманывает других, ?прежде всег?самого мудрог?человека. Мудрость приносит мудрец?доброе имя ?прочно?счасть? приносит счасть?надежное, долголетне??ту спокойну?совест? которая ценнее всег??старости.
Ка?выразить то обще? чт?есть межд?моим?тремя положениями: «Большо??мало?raquo;, «Молодост?– всегда» ?«Само?большо?raquo;? Ег?можн?выразить одни?словом, которо?може?стат?девизо? «Верность». Верность те?больши?принципа? которыми должен руководствоваться челове??большо??мало? верность свое?безупречно?молодост? свое?родине ?широко???узко?смысле этог?по?тия, верность семь? друз?? городу, стране, народу. ?конечном счет?верность есть верность правде – правде-истине ?правде-справедливости.
Письмо четверто?/p>
САМА?БОЛЬША?ЦЕННОСТЬ – ЖИЗН?/p>
«Вдох – выдо? выдо?» ?слыш?голо?инструктор?гимнастики: «Чтоб?вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнут? Учитес?прежде всег?выдыхать, избавлять? от „отработанног?воздух?ldquo;.
Жизн?– эт?прежде всег?дыхани? «Душа», «ду?raquo;! ?умер – прежде всег?– «перестал дышать». Та?думали исстар? «Ду?во?» – эт?значит «умер».
«Душн?raquo; бывает ?доме, «душн?raquo; ??нравственной жизн? Хорошенько выдохнут?вс?мелочные заботы, вс?сует?буднично?жизн? избавить?, ст?хнут?вс? чт?стес?ет движение мысл? чт?дави?душу, не позволяет человеку принимат?жизн? ее ценности, ее красот?
Челове?всегда должен думать ?само?важном для се? ?для других, сбрасывая ?се? вс?пустые заботы.
Надо быть открытым ?лю?? терпимым ?лю?? искать ?ни?прежде всег?лучшее. Умение искать ?находить лучшее, просто «хороше?raquo;, «заслоненну?красот?raquo; обогащае?человека духовн?
Заметить красот??природ? ?поселк? городе, улиц? не гово? уж??человеке, сквозь вс?заслон?мелоче?– эт?значит расширит?сфер?жизн? сфер?того жизненного простора, ?которо?живе?челове?
?долг?иска?эт?слов?– сфер? Сперва я сказал себе: «Надо расширять границ?жизн?raquo;, – но жизн?не имее?границ! Эт?не земельны?участо? огороженны?заборо?– границам? Расширять предел?жизн?– не годится для выражения моей мысл?по то?же причин? Расширять горизонт?жизн?– эт?уж?лучш? но вс?же чт?то не то. ?Максимилиана Волошина есть хорошо придуманно?им слов?– «окое?raquo;. Эт?вс?то, чт?вмещае?глаз, чт?он може?охватить. Но ?ту?мешает ограниченность нашего бытового знан?. Жизн?не може?быть сведен??бытовы?впечатления? Надо умет?чувствоват??даже замечать то, чт?за пределам?нашего восприятия, имет?ка?бы «предчувствие» открывающего? ил?могущего на?открыться нового. Самая большая ценность ?мире – жизн? чужая, св?, жизн?животног?мира ?растений, жизн?культуры, жизн?на всем ее протяжени?– ??прошло? ??наст?ще? ??будуще?hellip; ?жизн?бесконечно глубок? Мы всегда встречаемся ?че?то, чего не замечали раньше, чт?поражает на?свое?красотой, неожиданно?мудрость? неповторимость?
Письмо ?то?/p>
?ЧЕ?СМЫС?ЖИЗН?/p>
Можн?по-разном?опреде?ть цель своего существования, но цель должна быть – инач?буде?не жизн? ?прозябани?
Надо имет??принципы ?жизн? Хорошо их даже изложить ?дневнике, но чтоб?дневни?бы?«наст?щи?raquo;, ег?никому нель? показывать – писать для се? только.
Одно правил??жизн?должно быть ?каждог?человека, ?ег?цели жизн? ?ег?принципа?жизн? ?ег?поведени? надо прожит?жизн??достоинством, чтоб?не стыдно было вспомнит?
Достоинств?требуе?доброт? великодушия, умен? не быть узки?эгоистом, быть правдивы? хороши?другом, находить радост??помощи другим.
Ради достоинств?жизн?надо умет?отказывать? от мелких удовольствий ?немалы?тоже… Умет?изви?ть?, признавать пере?другим?ошибку – лучш? че?юлит??врат?
Обманывая, челове?прежде всег?обманывает самого се?, иб?он думает, чт?успешн?соврал, ?люди по?ли ?из деликатности промолчали.
Письмо шестое
ЦЕЛЬ ?САМООЦЕНКА
Когд?челове?сознательн?ил?интуитивно выбирает себе ?жизн?каку?то Цель, жизненну?задачу, он вместе ?те?невольно дает себе оценку. По тому, ради чего челове?живе? можн?судить ??ег?самооценке – низкой ил?высоко?
Если челове?ставит пере?собо?задачу приобрести вс?элементарные материальные благ? он ?оценивае?се? на уровне этих материальных благ: ка?владельц?машины последне?марк? ка?хо?ин?роскошно?дачи, ка?част?своего мебельного гарнитур?hellip;
Если челове?живе? чтоб?приносит?лю??добр? облегчат?их страдания пр?болезня? давать лю??радост? то он оценивае?се? на уровне этой свое?человечности. Он ставит себе цель, достойну?человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожит?свою жизн??достоинством ?получить наст?щу?радост? Да, радост? Подумайт? если челове?ставит себе задаче?увеличиват??жизн?добр? приносит?лю??счасть? каки?неудач?могу?ег?постигнуть?
Не тому помочь, кому следовал?бы? Но мног?ли люде?не нуждаются ?помощи? Если ты врач, то, може?быть, поставил больному неправильный диагно? Тако?бывает ?самы?лучших врачей. Но ?сумм?ты вс?таки помо?больше, че?не помо? От ошибок никт?не застрахова? Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильн?выбранная главная задача ?жизн? Не повысили ?должност?– огорчени? Не успе?купить марк?для свое?коллекци?– огорчени? ?кого-то лучш?, че??те?, мебель ил?лучш? машина – опять огорчени? ?ещ?како?
Ставя себе задаче?карьер?ил?приобретательств? челове?испытывает ?сумм?горазд?больше огорчени? че?радостей, ?рискуе?поте?ть вс? ?чт?може?поте?ть челове? которы?радовался каждом?своему добром?делу? Важн?только, чтоб?добр? которо?челове?делает, было бы ег?внутренней потребностью, шл?от умного сердца, ?не только от головы, не было бы одни?только «принципо?raquo;.
Поэтом?главно?жизненно?задаче?должна быть обязательно задача шире, че?просто личностн?, он?не должна быть замкнута только на собственны?удачах ?неудачах. Он?должна диктоваться добротой ?лю?? любовь??семь? ?своему городу, ?своему народу, стране, ко всей вселенно?
Означает ли эт? чт?челове?должен жить ка?аске? не заботить? ?себе, ничего не приобретат??не радовать? простому повышени??должност? Отнюдь не? Челове? которы?совсем не думает ?себе, – явление ненормальное ?мн?личн?непр?тное: ?этом есть како?то надлом, како?то показное преувеличени??себе свое?доброт? бескорыстия, значительности, ?этом есть како?то своеобразное презрени??остальны?лю?? стремление выделить?.
Поэтом?я говорю лишь ?главно?жизненно?задаче. ?эт?главну?жизненну?задачу не надо подчеркивать ?глазах остальны?люде? ?одеваться надо хорошо (эт?уважение ?окружающим), но не обязательно «лучш?других». ?библиотеку себе надо состав?ть, но не обязательно большу? че??соседа. ?машину хорошо приобрести для се? ?семь?– эт?удобно. Только не надо превращать второстепенное ?первостепенное ?не надо, чтоб?главная цель жизн?изну?ла те? та? гд?эт?не нужн? Когд?эт?понадобится – другое дело. Та?посмотри? кт???чему способен.
Письмо седьмо?/p>
ЧТ?ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕ?/p>
Этаж?заботы. Забота скрепляет отношения межд?людьми. Скрепляет семь? скрепляет дружбу, скрепляет односельча? жителе?одного города, одно?страны.
Проследите жизн?человека.
Челове?рождается, ?перв? забота ?не?– матери; постепенно (уж?чере?нескольк?дней) вступает ?непосредственную связь ?ребенком забота ?не?отца (до рожден? ребенк?забота ?не?уж?была, но была до известно?степен?«абстрактно?raquo; – ?появлению ребенк?родители готовились, мечтал??не?.
Чувств?заботы ?другом появляет? очен?рано, особенно ?девоче? Девочк?ещ?не говори? но уж?пытает? заботить? ?кукл? ?нчит ее. Мальчики, совсем маленьки? лю??собирать гриб? ловить рыбу. Ягод? гриб?лю??собирать ?девочк? ?ведь собирают он?не только для се?, ?на вс?семь? Несу?домо? заготавливаю?на зиму.
Постепенно дети становятся объектам?вс?боле?высоко?заботы ?сами начинают пр?влять заботу наст?щу??широку?– не только ?семь? но ??школ? куда поместил?их забота родительск?, ?свое?селе, городе ?стране…
Забота ширится ?становит? вс?боле?альтруистичной. За заботу ?себе дети платя?забото??стариках-родите?? когд?он?уж?ниче?не могу?отплатит?за заботу дете? ?эт?забота ?стариках, ?пото???па?ти скончавших? родителе?ка?бы сливается ?забото?об исторической па?ти семь??родины ?цело?
Если забота направлена только на се?, то вырастае?эгоист.
Забота – объеди?ет люде? крепит па?ть ?прошло??направлена целико?на будуще? Эт?не само чувств?– эт?конкретное пр?вление чувств?любв? дружбы, патриотизм? Челове?должен быть заботлив. Незаботливый ил?беззаботны?челове?– скорее всег?челове?недобрый ?не лю?щи?никого.
Нравственности ?высшей степен?свойственн?чувств?сострадания. ?сострадани?есть сознание своего единства ?человечество??миро?(не только людьми, народами, но ??животным? растен?ми, природой ?? ?). Чувств?сострадания (ил?чт?то близко?ем? застав?ет на?бороть? за па?тник?культуры, за их сохранение, за природ? отдельны?пейзаж? за уважение ?па?ти. ?сострадани?есть сознание своего единства ?другим?людьми, ?нацией, народо? страно? вселенно? Именно поэтом?забыто?по?ти?сострадания требуе?своего полног?возрождения ?развит?.
Удивительн?правильн? мысл? «Небольшо?ша?для человека, большо?ша?для человечества».
Можн?привести ты?чи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стои? но стат?добрым человечеству невероятн?трудно. Исправит?человечество нель?, исправит?се? – просто. Накормит?ребенк? провести чере?улиц?старик? уступить мест??трамва? хорошо работать, быть вежливым ?обходительны?hellip; ?? ? ?? ?-вс?эт?просто для человека, но невероятн?трудно для всех сраз? Во?почему нужн?начинать ?се?.
Добр?не може?быть глуп? Добрый поступок никогд?не глуп, иб?он бескорысте??не преследует цели выгоды ?«умного результата». Назват?добрый поступок «глупым» можн?только тогд? когд?он явн?не мо?достигнуть цели ил?бы?«лжедобры?raquo;, ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторя? истинн?добрый поступок не може?быть глуп, он вн?оценок ?точк?зрен? ум?ил?не ум? Те?добр??хорошо.
Письмо восьмо?/p>
БЫТЬ ВЕСЕЛЫ? НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫ?/p>
Гово?? чт?содержание опреде?ет форм? Эт?верн? но верн??противоположно? чт?от форм?зависи?содержание. Известны?американский психолог начала этог?века ? Джеймс писа? «Мы плачем оттого, чт?на?грустн? но ?грустн?на?оттого, чт?мы плачем». Поэтом?поговори??форм?нашего поведения, ?то? чт?должно войт??нашу привычку ?чт?тоже должно стат?наши?внутренним содержание?
Когд?то считалос?неприличны?показывать всем свои?видо? чт??вами произошл?несчасть? чт??ва?горе. Челове?не должен бы?на?зывать свое подавленно?сост?ни?другим. Надо было ??горе сохранять достоинств? быть ровным со всем? не погружаться ?се? ?оставать? по возможност?приветливы??даже веселы? Умение сохранять достоинств? не на?зывать? другим со своими огорчениями, не портит?другим настроение, быть всегда ровным ?обращени??людьми, быть всегда приветливы??веселы?– эт?большо??наст?ще?искусств? которо?помогает жить ?обществе ?самому обществу.
Но каки?веселы?надо быть? Шумное ?на?зчивое весель?утомительн?окружающим. Вечн?«сыплющий» остротам?молодо?челове?перестае?воспринимать? ка?достойно ведущи?се?. Он становит? шуто? ?эт?худшее, чт?може?случиться ?человеко??обществе, ?эт?означает ?конечном счет?потерю юмор?
Не будьте смешными.
Не быть смешны?– эт?не только умение се? вест? но ?призна?ум?
Смешны?можн?быть во всем, даже ?манере одеваться. Если мужчин?тщательн?подбирае?галсту??рубашк? рубашк??костюм?– он смешон. Излишняя забота ?свое?наружности сраз?видн? Надо заботить? ?то? чтоб?одеваться прилично, но эт?забота ?мужчин не должна переходить известны?границ. Чрезмерн?забо?щийся ?свое?наружности мужчин?непр?те? Женщин?– эт?другое дело. ?мужчин же ?одежде должен быть только наме?на моду. Идеально чист? рубашк? чист? обув??свежий, но не очен?яркий галсту?– этог?достаточно. Костюм може?быть старый, он не должен быть только неоп?те?
?разговор??другим?умейте слушат? умейте помолчат? умейте пошутить, но редк??вовремя. Занимайт?собо?ка?можн?меньше мест? Поэтом?за обедом не кладит?локт?на стол, стес?я соседа, но такж?не старайтесь чрезмерн?быть «душо?общества». Во всем соблюдайте меру, не будьте на?зчивым?даже со своими дружескими чувствам?
Не мучайтес?своими недостатками, если он??ва?есть. Если вы заикаетесь, не думайт? чт?эт?уж очен?плох? Заик?бывают превосходным?ораторам? обдумывая каждое свое слов? Лучший лектор славившего? своими красноречивыми профессорами Московског?университета истори?? ? Ключевский заикал?. Небольшо?косоглазие може?придават?значительность лицу, хромот?– движен?? Но если вы застенчивы, тоже не бойтес?этог? Не стес?йтес?свое?застенчивост? застенчивост?очен?мила ?совсем не смешна. Он?становит? смешно? только если вы слишко?стараетесь ее преодолеть ?стес?етес?ее. Будьте просты ?снисходительны ?свои?недостатка? Не страдайт?от ни? Хуже не? когд??человеке развивается «комплекс неполноценност?raquo;, ?вместе ?ни?озлобленност? недоброжелательность ?другим лица? завист? Челове?те?ет то, чт??не?само?хороше? – доброт?
Не?лучшей музыки, че?тишина, тишина ?гора? тишина ?лесу. Не?лучшей «музыки ?человеке», че?скромность ?умение помолчат? не выдвигаться на первое мест? Не?ничего боле?непр?тног??глупог??облике ?поведени?человека, че?важность ил?шумливость; не?ничего боле?смешного ?мужчин? че?чрезмерн? забота ?свое?костюм??прическе, рассчитанность движений ?«фонтан острот» ?анекдото? особенно если он?повторяют?.
?поведени?бойтес?быть смешны??старайтесь быть скромным, тихи?
Никогд?не распускайтес? всегда будьте ровным??людьми, уважайте люде? которы?ва?окружают.
Во?нескольк?совето? казалось бы, ?второстепенном – ?ваше?поведени? ?ваше?внешност? но ??ваше?внутреннем мире: не бойтес?свои?физических недостатко? Относитесь ?ни??достоинством, ?вы будете элегантн?
?ме? есть знаком? девушк? чуть горбат?. Честно?слов? я не уста?восхищаться ее изящество??те?редких случ?? когд?встречаю ее ?музея?на вернисажах (та?вс?встречаются– потому-то он??праздник?культуры).
?ещ?одно, ?само? може?быть, важное: будьте правдивы. Стре?щийся обмануть других прежде всег?обманывает? са? Он наивно думает, чт?ем?поверили, ?окружающие на само?деле были просто вежлив? Но ложь всегда выдает се?, ложь всегда «чувствуется», ?вы не только становитес?противны, хуже – вы смешны.
Не будьте смешны! Правдивост?же красив? даже если вы признаетес? чт?обманули пере?те?по какому-либо случаю, ?об?снит? почему эт?сделал? Этим вы исправит?положени? Ва?буду?уважат? ?вы покажете свой ум.
Простота ?«тишина» ?человеке, правдивост? отсутствие претензи??одежде ?поведени?– во?самая привлекательная «форм?raquo; ?человеке, которая становит? ?ег?самы?элегантным «содержание?raquo;.
Письмо де?то?/p>
КОГД?СЛЕДУЕ?ОБИЖАТЬС?
Обижаться следуе?только тогд? когд?хо??ва?обидет? Если не хо?? ?пово?для обид?– случайност? то заче?же обижаться?
Не сердясь, выяснит?недоразумени?– ?вс?
Ну, ?если хо??обидет? Прежде че?отвечать на обид?обидой, стои?подумать: следуе?ли опускать? до обид? Ведь обид?обычно лежи?гд?то низк??до не?следуе?наклониться, чтоб?ее поднять.
Если решили вс?же обидеться, то прежде произведит?неко?математическое действие – вычитани? делени??пр. Допустим, ва?оскорбил?за то, ?че?вы только отчаст?виноваты. Вычитайт?из вашего чувств?обид?вс? чт??ва?не относится. Допустим, чт?ва?обидел?из побуждений благородны? – произведит?делени?вашего чувств?на побужден? благородны? вызвавши?оскорбительное замечани? ?? ? Произведя ?ум?неку?нужную математическую операцию, вы сможет?ответить на обид??больши?достоинством, которо?буде?те?благородне? че?меньше значен? вы придаете обид? До известны?пределов, конечн?
?обще?то, излишняя обидчивост?– призна?недостатка ум?ил?како?то закомплексованност? Будьте умны.
Есть хороше?английское правил? обижаться только тогд? когд?ва?хо??обидет? намеренн?обижаю? На просту?невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данном?человеку по возрасту, по каки?либо психологически?недостатка? обижаться не надо. Напротив, пр?вите ?такому «забывчивом?raquo; человеку особую внимательность – эт?буде?красив??благородно.
Эт?если «обижаю?raquo; ва? ?ка?быть, когд?вы сами можете обидет?другог? ?отношени?обидчивы?люде?надо быть особенно внимательным? Обидчивост?ведь очен?мучительная черт?характер?
Письмо де?то?/p>
ЧЕСТ?ИСТИННАЯ ?ЛОЖНАЯ
?не любл?определени??част?не гото??ни? Но я могу указат?на некоторы?различ? межд?совестью ?честью.
Межд?совестью ?честью есть одно существенное различие. Совест?всегда исходи?из глубин?души, ?совестью ?то?ил?иной мере очищаются. Совест?«грызет». Совест?не бывает ложной. Он?бывает приглушенной ил?слишко?преувеличенной (крайне редк?. Но представления ?чест?бывают совершенно ложным? ?эт?ложные представления нано??колоссальный ущер?обществу. ?имею ?виду то, чт?называет? «честью мундир?raquo;. ?на?исчезл?тако?несвойственное нашему обществу явление, ка?по?ти?дворянско?чест? но «чест?мундир?raquo; остает? ?желы?грузом. Точн?челове?умер, ?остался только мундир, ?которого сняты ордена. ?внутри которого уж?не бьет? совестливо?сердце.
«Чест?мундир?raquo; застав?ет руководителе?отстаивать ложные ил?порочные проект? настаивать на продолжени?явн?неудачны?строек, бороть? ?охра?ющим?па?тник?обществами («наша стройк?важнее») ?? ? Примеров подобног?отстаивания «чест?мундир?raquo; можн?привести мног?
Чест?истинн? – всегда ?соответствии ?совестью. Чест?ложн? – мира??пустын? ?нравственной пустын?человеческой (вернее, «чиновничье?raquo;) души.
Письмо одиннадцатое
ПР?КАРЬЕРИЗ?/p>
Челове??первог?дня своего рожден? развивается. Он устремле??будуще? Он учит?, научается ставит?себе новы?задачи, даже не понимая этог? ?ка?быстро он овладевает свои?положением ?жизн? Уж??ложк?умее?держат? ?первые слов?произносит?
Пото?отроко??юношей он тоже учит?.
?уж?приходит время применять свои знан?, достич?того, ?чему стремился. Зрелость. Надо жить наст?щи?hellip;
Но разгон сохраняет?, ?во?вместо учен? наступае?для многих время овладения положением ?жизн? Движение идет по инерци? Челове?вс?время устремле??будущему, ?будуще?уж?не ?реальных знан?? не ?овладени?мастерство? ??устройстве се? ?выгодном положени? Содержание, подлинно?содержание утрачено. Наст?ще?время не наступае? вс?ещ?остает?пуст? устремленность ?будуще? Эт??есть карьериз? Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным личн??нестерпимы?для окружающих.
Письмо двенадцато?/p>
ЧЕЛОВЕ?ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕ?/p>
Челове?должен быть интеллигенте? ?если ?него профессия не требуе?интеллигентности? ?если он не смог получить образования: та?сложилис?обст?тельства. ?если окружающ? сред?не позволяет? ?если интеллигентность сделае?ег?«бело?вороно?raquo; сред?ег?сослуживце? друзей, родных, буде?просто мешать ег?сближени??другим?людьми?
Не? не??не? Интеллигентность нужн?пр?всех обст?тельства? Он?нужн??для окружающих, ?для самого человека.
Эт?очен? очен?важн? ?прежде всег?для того, чтоб?жить счастлив??долг?– да, долг? Иб?интеллигентность равн?нравственном?здоровью, ?здоровье нужн? чтоб?жить долг?– не только физическ? но ?умственн? ?одно?старой книг?сказан? «Чт?отца своего ?матерь свою, ?долголетен будешь на земл?raquo;. Эт?относится ??целому народу, ??отдельному человеку. Эт?мудр?
Но прежде всег?определи? чт?тако?интеллигентность, ?пото? почему он?связана ?заповедь?долголет?.
Многие думают: интеллигентный челове?– эт?то? которы?мног?чита? получи?хороше?образовани?(?даже по преимуществу гуманитарное), мног?путешествова? знае?нескольк?языко?
?межд?те?можн?имет?вс?эт??быть неинтеллигентным, ?можн?ниче?этим не обладать ?большо?степен? ?быть вс?таки внутренн?интеллигентным человеко?
Образованность нель? смешиват??интеллигентность? Образованность живе?старым содержание? интеллигентность – создание?нового ?осознанием старог?ка?нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентног?человека всех ег?знаний, образованности, лишите ег?само?па?ти. Пуст?он забы?вс?на свет? не буде?знат?классико?литературы, не буде?помнит?величайшие произведен? искусств? забуде?важнейши?исторические события, но если пр?всем этом он сохранит восприимчивост??интеллектуальным ценнос?? любовь ?приобретению знаний, интере??истори? эстетическое чуть? сможет отличить наст?ще?произведение искусств?от грубой «штуковин?raquo;, сделанно? только чтоб?удивит? если он сможет восхититься красотой природ? по?ть характер ?индивидуальность другог?человека, войт??ег?положени? ?по??другог?человека, помочь ем? не пр?ви?грубости, равнодуш?, злорадства, завист? ?оценит другог?по достоинств? если он пр?ви?уважение ?культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственност??решени?нравственных вопросов, богатств??точность своего языка – разговорного ?письменног? – во?эт??буде?интеллигентный челове?
Интеллигентность не только ?знан?? ??способностя??понимани?другог? Он?пр?вляет? ?ты?че ?ты?че мелоче? ?умении уважительн?спорит? вест?се? скромн?за столом, ?умении незаметн?(именно незаметн? помочь другом? беречь природ? не мусорить вокруг се? – не мусорить окурками ил?ругань? дурным?ид?ми (эт?тоже мусо? ?ещ?како?).
?знал на русско?Севере крестья? которы?были по-наст?щему интеллигентн? Он?соблюдал?удивительную чистот??свои?дома? умел?ценить хороши?песн? умел?рассказывать «бывальщину» (то есть то, чт?произошл??ними ил?другим?, жили упорядоченным быто? были гостеприимны ?приветливы, ?пониманием относились ??чужому горю, ??чужо?радост?
Интеллигентность – эт?способност??понимани? ?восприяти? эт?терпимое отношени??миру ??лю??
Интеллигентность надо ?себе развиват? тренироват?– тренироват?душевные силы, ка?тренирую??физические. ? тренировка возможна ?необходима ?любы?условия?
Чт?тренировка физических си?способствует долголетию – эт?по?тн? Горазд?меньше понимают, чт?для долголет? необходима ?тренировка духовных ?душевных си?
Дело ?то? чт?злобная ?зл? реакция на окружающее, грубость ?непонимани?других – эт?призна?душевной ?духовной слабости, человеческой неспособност?жить… Толкается ?переполненно?автобусе – слабый ?нервны?челове? измотанный, неправильн?на вс?реагирующи? Ссорит? ?сосе?ми – тоже челове? не умеющи?жить, глухой душевн? Эстетическ?невосприимчивы?– тоже челове?несчастный. Не умеющи?по?ть другог?человека, приписывающи?ем?только злые намерения, вечн?обижающийся на других – эт?тоже челове? обед?ющий свою жизн??мешающий жить другим. Душевн? слабость веде??физической слабости. ?не врач, но я ?этом убежде? Долголетни?опыт ме? ?этом убедил.
Приветливост??доброт?делают человека не только физическ?здоровым, но ?красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающее? злобой, становит? безобразны? ?движен? злог?человека лишены изящества – не нарочитого изящества, ?природного, которо?горазд?дороже.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Эт?долг ?пере?сами?собо? Эт?зало?ег?личног?счастья ?«ауры доброжелательности» вокруг него ??нему (то есть обращенной ?нему).
Вс? ?че?я разговариваю ?молодыми читате?ми ?этой книг? – призыв ?интеллигентности, ?физическом??нравственном?здоровью, ?красот?здоров?. Буде?долголетни, ка?люди ?ка?наро? ?почитани?отца ?матери следуе?понимать широко – ка?почитани?всег?нашего лучшег??прошло? ?прошло? которо?являет? отцо??матерь?наше?современност? велико?современност? принадлежать ?которо?– велико?счасть?
https://dsvaliya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=386%3A-q-q-&catid=961%3A2011-12-15-20-45-03&Itemid=293&lang=ru
Серия сообщени?"Лихачё?/a>":
Част?1 - "Полн? свобод?частная жизн?quot; Алексея Жемчужникова
Част?2 - Крутые дороги Дмитрия Лихачёва
Част?3 - Даниил Гранин ?Дмитри?Лихачёве
Част?4 - Дмитри?Сергееви?Лихачё?/a>
Част?5 - Письма ?добром ?прекрасном. Дмитри?Лихачё? Беседы...
Част?6 - 28 ноября 1906 года родился Дмитри?Сергееви?Лихачё?/a>
Част?7 - Дмитри?Сергееви?Лихачё? ?Монреп?
...
Част?10 - Тревог?совест?Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Част?11 - Евгени?Германович Водолазкин ?Дмитри?Сергеевиче Лихачеве
Част?12 - Дмитри?Сергееви?Лихаче? Хорошо имет??жизн?вещь, которая грее?
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Проверка орфографии: (найт?ошибки)
|
Прикрепить картинку: Переводить URL ?ссылку Подписаться на комментари?br /> Подписат?картинку |