Сизоненк?Олег. Чистый четвер?
Четверговая свеч?(четвережная, страстяная, страшн? свеч? огон?евангельский) - свеч? наде?вш?? магическим?свойствами, зажигаем? ?Чистый четвер??церкви на всенощно? сост?ще?из вечери четверга ?утрени Велико??тниц? во время чтен? 12 Евангели? ?народе огонек этой свеч?считал? святы? По окончани?службы свеч?не тушили, каждый не?ее домо?го?ще? Верили, чт? если свеч?потухнет, ?человеко?случит? несчасть? ?то? кт?донесе?огонек до дома ?целост? спокойно доживе?до следующего года. Чтоб?защитить от ветр? свечку иногда окружали бумажным фонарико?красного, желтог?ил?оранжевого цвет? Дома от не?сначал?зажигали лампад? ?зате?копоть?ил?дымо?ставил?крестики на матице, на?входно?дверью ?окнами, "чтоб?не угасла благодат?Господ? ?доме". Со свечой ?рука?хо?ин обходи?до? двор, хлев, заглядывая ?каждый темный уголок, освещая ег? Обхо?со свечой ?закрещивание были призваны защитить хо?йств??семь?от сглаза ?нечистой силы, подкрепить ?заново обозначить границ?внутреннег?пространства, недоступного для нечист? защитить ег?от опасны?вл?ни?внешнего мира ?момент, когд?границ?межд?потусторонни??реальным мирами раскрывалась.
Михаил Маркианови?Гермашев.
Наибольш? магическ? сила приписывалас?свеч? котору?зажигали во время церковно?службы не только ?четвер? но ???тниц?пр?выносе плащаниц? ?такж?на утрене Светлого Воскресенья (Пасх?. Огарок свеч?хранил?весь го? на следующи?Велики?четвер?от него поджигал?утро?дров??печи. Ег?зажигали пере?иконам?утро??день первог?выгона скот? Страстно?свечой благословляли молоды? зажигали ее во время пожара ?больши?гроз, чтоб?убереч?до?от молнии, пр??желы?рода?ил?во время болезн?ее давали ?руки страдающем?от боли, чтоб?облегчит?мучения. ?этой же цель?больного поил?водо? которо?обливали огарок свеч? Но если никаки?средства не помогали, ?больно?умирал, огарок свеч?зажигали, когд?душа начинала отлетать.
Пимоненк?Никола?Корнилович.
?Пермской гу?, чтоб?убереч?скот от несчасти??получить от него хороши?припло? ?огарко?четвергово?свеч?ег?провожал??Егорье?день первый ра?на пастбище. ?некоторы?местах крестьяне верили, чт??Иванов?ночь ?огарко?этой свеч?можн?раздобыт?цветок папоротник??шапк?невидимк? пр?помощи которы?можн?стат?богаты? Воду, которо?обливали свеч? использовали ?ка?приворотно?средство. Если му?не люби?жену ил?жена мужа, пермские крестьяне советовали напоит?ег?ил?ее этой водо?
Эшкичеви?Васили?Константинович. Велики?четвер??старин?
Кириак Костанди. Страстно?четвер?на Севере.
Вытирани?ог? - ритуал добывания путе?трен? "нового", ил?"дере?нног?, "живого", ог?. Проводил? ?Чистый четвер???Ильинску??тниц? ?домашних печа??на божницах гасили прежни?огон??зажигали новы?добыты?трение? Пр?падеже скот?нередк?входил ?единый об???ритуалом Прогон?скот?чере?тоннел? Включа??се? дв?момент? обновление ог? ?селени? новы?огон?должен быть добы?древни?способом, из максимальн?сухо?древесин?(ил?считавшейся таково?, символизировал всеобщее обновление ?таки?образо?уничтожени?прежнего сост?ния, наполненного смертельно?угрозо?
Пере?начало?добывания нового ог? во всем селени?хо?евам?домо?загашивался прежни?огон? ?первую очеред?домашние печи, ?такж?огни на божницах (могл?оставать? только огни ?церкви). Ритуал проводил?, ка?правил? женатыми мужчинам? ?некоторы?губерн??для вытирания ог? использовался специальны?станочек; та? ?Енисейской гу?, Уржумско?во? ?станочке вращал??помощь?небольшого лука, березову?плашку, ?которо?приставляли лучину ?выемко? ?пр?появлении дыма подносил?трут, на него ?переходила искр?(Макаренк???, 1897, ?250 - 253). Чаще всег?добывани?ог? осуществ?лось трение?друг ?друг?двух больши?кусков дерева, ?само действие имел?характер пиления. Из поро?дерева наиболее предпочитались ду? липа, ко?гд?можжевельник ?реже - береза, сосн? Предпочтение дуба восходит, по-видимому, ?славянски?представления??дубе ка?священном дереве, способно?символизироват?мироздание ?опосредствующе?связь люде??языческим?божествами ?миро?умерши? примыкае??этом?подразумеваемому значению ?липа ( именно липа "Исколена" вырастае?из колена убитой девицы - Зелени???.
Добыты?живо?огон?разносил?по дворам - зажигали печи, окуривал?скот для предотвращен? мора, могл?вносит??храм для зажигания свеч пере?проведение?молебн?об избавлении от бедств?. ?об?де прогон?скот?чере?тоннел?костры, зажженны?именно от вытертог?ог?, имел?решающее катартическо?действие для избавлен? скот?от смертельно?угрозы. Во Владимирской гу? ?ситуации неурож?, когд?хотели опознать виновник?этог?бедств? - ведьму, пропускали всех чере?вытертый огон? счит?, чт?ведьма откажется пройти, те?самы?выда?се?. ?некоторы?губерн?? Новгородской, Енисейской - ритуал мо?проводиться ?качестве календарного, соответственно, ?Ильинску??тниц? Чистый четвер? ?профилактической цель?огражден? скот?от болезней. Об??вытирания ог? ?Чистый четвер? ?последующи?возжигание?костра ?проходом чере?него "?женами своими ??чады своими" зафиксирован ?середине XVI ? ?Стоглаве ?осужде?ка?"волхвовани?.
Четверговы?хлеб ("четвережны?хлеб", "четверговы?житник") - специально испеченный ил?ос?щенный хлеб ил?просфора, атрибу?празднован? Чистог?четверга, наде?вший? магическим?свойствами. Традиц? печения ?употреблен? об?дового хлеб?пере?начало?сельскохозяйственны?рабо? ?то?числ??Велики?четвер? предшествующий Пасх? уходит корнями ?языческую эпох? но поздне??народе закрепилос?исключительн?христианское ее об?снение. Церков?связывает особую роль хлеб??этот день ?па?ть??благословени?хлебов Христо?на Тайной вечери, чере?которо?получи?начало об??Евхаристии (Причащен?).
Многие крестьяне заказывали ?четвер?на Страстно?неделе ?церкви заздравные службы ?получали просфоры, которы?приписывалас?такая же сила ка?благовещенским. Кром?церковны? были ?ходу светские просфоры, которы?пекл?сами хо?йк? ?церкви их не ос?щали. Во Владимирской гу? крестьяне верили, чт??этот день Бо?благословляет хлеб, которы?подает? ?обед? поэтом?ег?куск??даже крошки, оставшие? на стол? тщательн?собирали ?хранил? Хлеб, иногда предварительно размочив ?воде, съедал?пр?разных недомогания?ил? когд?на душе становилос??жело, чт?считал?одни?из признако?порч?ил?сглаза; давали крошки ил?кусочк?"четвережного" хлеб??заболевшем?скот? ?других местах считал? чт?целебные свойства приобретае?хлеб, простоявший ?до??соль?на божниц?ночь на Велики?четвер?
?Тюменско?? Тобольской гу? ?Страстну?сред? вечеро?хо?йк? помолившис?пере?образами, кадила пере?иконам?ладано??ставил?на божниц?хлеб, соль ?солонк??немног?золы. ?четвер?утро?до восход?солнца хлеб резали на куск? солили ?съедал? ?других местах ег?подавали ?стол?вместе ?соль?посл?обедни - литургии ил?вечерней церковно?службы, но съедал?не весь, выде?я долю лоша?? корова? овца???? Крестьяне верили, чт?благодаря этом?хлеб? Бо?лучш?сохранит ?течени?года ?люде? ?скот. ?Архангельско?гу? кислый ячменны?хлеб, которы?хо?йк?пекл??четвер? назывался "четверговы?житник". ?день праздник?ег?клал?на божниц? гд?он лежа?до Егорьева дня. Выго?я первый ра?скот пастис? хо?ев?снимал?ег??божниц? резали на куск??складывали их ?решето, туда же помещали солонк??"четвергово?соль?, иконку ?брал?го?щу?свеч? ?этим?предметами во двор?тр?раза обходили вокруг скотин? ?зате?скармливал?ей хлеб, подавая ег?на заслонке ?предварительно посоли?четвергово?соль?
Стожаров Владимир Фёдорови? Хлеб, соль ?братин?
Четверговая соль (четвережная соль) - соль, "изготовляем?" ?ночь со сред?на четвер?Страстно?недели ил?утро??Чистый четвер? наде?вш?? особой магической сило? Обычай об?дового использования соли очен?древни? дошедший ?прасла?нски?времен, когд?за любо?соль?признавали возможност?отпугивать вредоносны?силы, защищать человека. Ещ??"Стоглаве", сборнике постановлени?церковного собора 16 ?, рассказывалось об обычае использования четвергово?соли: "Некоторы?невеглас?попы ?Велики?четвер?соль по?престо?кладут, до седьмого четверга по Велице дн?тако держат ?ту соль дают на врачевание лю?? (Макаренк??? 1993. ? 102).
Известны разные способ?приготовления "четвергово? соли. Иногда достаточно было ос?тить ее ?этот день ?церкви ил??ночь со сред?на четвер?оставить хлеб ?соль на стол??переднем углу ил?на божниц? ?русски?Пермской гу? накануне четверга соль ?солонк?(вместе ?четверговы?хлебом) ставил??решето, наполненно?зерном. Помолившис? хо?ев?оставляли решето на лавк?по?иконам?до первог?дня Пасх? посл?чего, считалос? чт?вс?предметы приобрел?необходимы?волшебны?качества. ?Забайкалье аналогичными свойствами наде?лась соль, простоявш? ?бочонк?вс?ночь по?Чистый четвер?на одно?из столбо?забора.
Приготовлени?«Четверговой (Черной) соли? Афонский монастыр?
Чаще соль пережигали на огне, которы? по народным представления? са?облада?очистительно?способностью. Для этог?ее мочили, смешивал??квасно?гуще?ил??хлебны??кише? вымоченным ?воде, за?зывали ?тряпочк?ил?клал??старый лапоть ?ставил??печь на самы?жа?ил?закапывали ?пепе? иногда оставляя та?до суббот?ил?утра воскресенья. ?некоторы?села?Енисейской гу?, чтоб?придат?огню большу?очистительну?силу, ?печь закладывал?"воскресные" дров? которы??течени?Великого Пост?заготовляла хо?йк? откладыв? по одному полену каждое воскресень? ил?разводил??печи "дере?нный" огон? ?? добыты?пр?помощи трен?. Полученную масс?толкли ?ступке, просеивали, ?зате?хранил?"четвергову? соль весь го?на божниц?за иконам? Во время пасхальной трапез?ею солили ос?щенные яйц? которыми разгов?лись посл?заутрени.
Он?считалас?универсальны?лекарством. Пр?сглазе ?различны?недуга?крестьяне принимал?ее внутрь, растиралис?ее растворо? ?заболевшем?скот?давали посоленный ею хлеб ил?разводил?шепотк??поилке. ?Сургутском крае ее употребляли следующи?образо? ковшик ?водо? ?котору?бросал?щепотк?соли, ставил?непременно на заслонку ил?на шесток печи, ?которому походи?желающий излечится ?умывал лицо. Оставшую? ?ковш?воду наотмашь (наза?от се?) выливали ?печь. ?Сибири пережженну??смешанну??золо?четвергову?соль добавляли ?зерн?пере?посево? ?ее растворо?поливали гряды пр?посадк?лука, капуст??огурцо? Полученн? ?Чистый четвер?соль считалас?такж?сильны?обережны?средство? Ее зашивали ?ладанк??носили на груд? брал??собо? отправ?ясь ?дальни?путь ил?на войн? Завернутую ?узелок щепотк?соли клал?за пазуху, выго?я ?первый ра?скотин??стад?
Перо?Васили?Григорьеви? Первые христиан??Киев? 1880.
Вере?/u> - можжевельник, собираемый ?Чистый Четвер? игравший важную роль ?предпасхальных очистительны? апотропейных (защитных) ?профилактических об?да? использовавший? для окуриван?, реже окроплен?, домохо?йств? люде??скот? За можжевельником (вересо? было принято ходить рано утро? ?Новгородской гу? крестьяне верили, чт??восходом солнца вере?становит? святы? об?сняя эт? говорили: "Спасител?от врагов по?вересо?прятался" ил?"Христо?по?вересинкой". Ко?гд? чтоб?вере?имел наибольшую магическую силу, знающи?люди советовали выходить из дома, не умыв?сь ?не помолившис? ?прежде, че?войт??ле? обязательно произнести загово? "Царь лесово??царица лесовая, дайт?мн?на доброе здоровье, на плод ?ро?. ?некоторы?местах существова?обычай кричат?ил?петь ?лесу во время сбор?можжевельник? Считалос? чт?от этог?голо?буде?громче ?лучш?
Вере?поджигал??избе на сковород?ил?печной заслонке ?окуривал?пахучи?дымо?до? двор, хо?йственны?постройк? чтоб?изгнат?нечист? Зате? положи?заслонку на по?посредин?избы, вс?домашние перешагивали ил?перепрыгивал?чере?не? чтоб?не болеть ?избавить? от грехов. ?некоторы?местах Новгородской гу? ?этой же цель?намоченной веточкой вереса кропил?во всех комнатах ?доме, посуду ?утварь, ?такж?всех членов семь?
Нескольк?вето?вереса затыкали за матицы ?ко?ки дверей ?избе ??хлев? чтоб?спасти хо?йств?от порч??разных несчасти? например, бури ил?попадания молнии. Ко?гд?верили, чт?эт?ветк?помогу?домашним ?скотин?не заблудит? ?лесу ?спасут их от нападения зверя. Можжевельником парили молочные крынки, чтоб?были хороши? жирные сливки. Ег?хранил?весь го??использовали ка?предохранительно? лечебное ?очистительно?средство пр?отел??коро? ко? ?последне?случае можжевеловым дымо?окуривал?скотин??особенно ее вы?, только посл?этог?разрешалос?пить молоко. ?некоторы?местах пастух ?день первог?выгона скот?на Егор? (Егорье?день) обходи?стад??плошко? ?которо?тлел вере? Им такж?окуривал?кадк? собираясь солить ?ни?огурцы ил?квасит?капуст? ?случае похоро?вересо?окуривал?гроб, прежде че?положить ?него покойник? ?избу посл?выноса тела.
Текс? ethnomuseum.ru Холодн? ??, Островский ??
Перо?Васили?Григорьеви? 1866.