Прилетал?на Русь птиц?вещая,
Птиц?вещая- диво-дивное:
Вся?перо её - цвет?радуги,
Всяка песня её -заповедн?
Пр?старинушку стародавню?
Пр?было?пр?nbsp; время прадедов?..
На высоко?берегу Ок? ?само?центре ?занско?област? расположил? посело?Шилово - цент?Шиловского муниципального района. Земля Шиловская изукрашена щедр?красотам?дивным? есть здес??реки быстроструйные, ?озер?глубокие, есть рощи веселы? гд?березк? словно девицы ?зелены?ситцевых сарафана? веду?хороводы вкру?по?? травам?изукрашенных…Есть здес??боры дремучие. Заповедные, гд?дубы, кряжистые словно богатыри, дремлю??жаркий июльский полден? да вспоминают молодост?свою - ле?та?за двести-триста до наши?дней…Помнит Шиловская земля ?сыно?свои?- сильномогучего богаты? Добрын??занича Злат Поя? погибшег??1232 году на Калк? ?Евпатия Львовича Коловрат? боярина ?занского, вступившег??неравный бо??ордо?Батыевой…Гордятся шиловц?академиком Измаилом Ивановичем Срезневски? филолого? этнографом ?археологом, чт?обре?вечный поко?на земл?предко? ?селе Срезнево.. По прав?считае?мы земляко?свои??поэт?Гумелева Николая Степанович? част?бывавшег??детски?годы ?деда своего ?селе Желудево…Не инач?ка?знаменитое стихотворени?Змей навеяно именно Шиловскими предан?ми ?легендам?hellip;Ну, ?знаменитый виноде?Ле?Сергееви?Голицы? чь?заводы до си?по?производя??Крым?шипучи?вина? Он владел село?Дубровко?- опять же ?Шиловско?районе…Мног?можн?говорить об истори?района, но ??наши дн?есть че?гордиться Шилову.Эт??краеведчески?музе??уникальной археологическо?коллекцией, эт??мы, Шиловски?районный этнокультурный цент?«За?на». На?цент?родился ?январ?1994 года ка?специализированное подразделени?Шиловского отдела культуры. ?задачу Центра входил?изучение, сохранение ?попу?ризация традиционной культуры района…?2017 году принято решени??реорганизаци?"За?ны" путе?присоединения ее ?краеведческому музе?Чт?получится из этог?эксперимента-пока сказат?трудно,поживе?- увидим.
РЕМЁСЛ?ШИЛОВСКОГО РАЙОНА. ГОНЧАРНО?РЕМЕСЛ? |
Дороги?друз?, мы продолжаем знакомит?ва?со старинными ремёслам? бытовавшим??наше?районе. ?сегодня хоти?поговорить ?гончарно?ремесл?
Изначально гончарно?ремесл?служил?для приготовления посуды для пищи ил?для сохранен? жидких ?сыпучи?те? Глиняная посуда обязательно обжигалась. ?глубокой древност?изготовление?посуды занимались женщин? лепилась он?от руки ?обжигалась либо ?костра? либо ?обычно?печи. Тако?способ домашнег?производства сохранил? до наши?дней ?мордвы, да ??некоторы??зански?села?ещ?нескольк?ле?наза?встречалас?такая посуда. Конечн? была он?недолговечно?из-за плохог?обжига. Положени?изменилось, когд??конц?1 ты? наше?эр??Средне?Поочье появляет? гончарны?круг ?горн?- специальны?печи для обжига керамики. ??этог?же времен?появляют? профессиональные ремесленники, занимающие? только производство?посуды.
Со временем ассортимен?издели?из обожжённой глин?становил? вс?боле?разнообразны? ?ремесл?превратилось ?наст?ще?гончарно?производство. Производит?стал?не только посуду, но ?строительные кирпич? изразц? труб? Научившись смешиват?глин??другим?веществами, мастер?начали изготавливат?боле?изысканные предметы обиход?из фаянс??фарфор?
?счасть? до наши?дней сохранилис?некоторы?данные ?то? гд??каки?изделия из глин?производилис??Шиловско?районе. Та? до XVIII века мастер?– гончар?делали посуду ?? Новосёлк? Берёзово, ? Акулов? зате??? Чёмбар, Терехово. ?во второй половине XIX века на?ду ?глиняно?посудо?ещ?одни?важным направлением гончарного производства стал?изготовление кирпичей. Например, ?? Константинов??? Городище (Городище продолжени?? Константинов? ?эт?время работало сраз?тр?кирпичны?завода. Производил?кирпич??кустарны?образо? Мастер?– кирпичники были ?сёла?Берёзово, Инякино, Ириц? Крутиц? Сасыкино, Тимошкин? ?? Слобод? Большинств?«каменных» церкве??зданий ?села?нашего района построен?из кирпичей, изготовленны?на таки?местны?завода?
?фондах Шиловского «Музейног?комплекс?raquo; хранит? большо?количество самы?разных издели?из глин? которы?периодически можн?увидет?на наши?выставка??экспозиц?? ?сейчас мы предлагаем ва?познакомиться ?одно?из таки?выставок, посвящённых гончарному ремесл?
Текс?экскурси?приводим бе?поправок ?сокращений. Надеем?, чт?наше виртуально?путешестви?понравит? ?взрослым, ?де??
Тематическ? выставка «Ог? не страшусь - воды не боюс?raquo;
(Экскурси?ведё?девушк??народном костюм??роли дочери гончар?
Дочь гончар?Доброг?здравия, лю?честно? добр?пожаловать ?гончарну?мастерскую. ?наше?мастерской, ка??музе? чтоб люди пришли да посмотрели. Здес?вс? чт?душе угодно: горшки, крынки, плошки, жаль, не?дере?нной ложк?
?впроче? почему жаль? Ведь посуда-то здес?не дере?нн?. ?какая? Правильн? глиняная. ?ка?мастер?называют, которы?посуду глиняну?делает? Гончар. ?старин?то их «горнчарами» называли, от слов?«горн», ?пото?букв?«?raquo; для удобства убрали, ?получился просто гончар. ?моём роду вс?гончар? ?папенька, ?де? ?прадед. Папенька мо?хоте?сыну мастерство передать, да одни девк?родились. Во?потому-то я гончарному ремесл?? обучаюсь.
?сначал?ка?думала: берёшь кусо?глин? мнёш?ег? пото?на гончарны?круг - плюх – ?крут?себе. Чего ту?трудного? Ан, не? Оказалос? чт?сперва глин?надо подходящу?найт? ведь не всякая глин?для посуды годн?
Глин?должна быть чистой. ?гд?таку?взять? Мест?надо знат?
Да ?чист? глин?то ?природ?редк?встречается. ?потому привезёш?её домо? вс?переберёшь, очистишь от всяки?примесей, от крупны?частиц. ?пото?ещ?на 1 ил?2 года ?воде ил?на воздух?оставляеш? ?тогд?только можн??дело употребить.
Сначал?её водичкой разбавиш? да чтоб не крут??не жидк?была. ?пото?то ?дере?нном ящике мнёш?её, мнёш? долг?- долг? пока глин?станет ?гкой, пластичной, бе?единог?комочк?
Глиняная посуда известна ?древни?времён. Эт?древни?сосуды ещ?мо?прадед нашё? когд?молоды?бы? Гляди? ?на ни?знак?каки?то, рисунк?чудные. Пошё?он тогд??старом?мастер? ?то??говори? «Да, ?старин?част?на глиняны?горшка?разные знак?рисовали, эт?оберег?таки? чтоб ед?от всяко?нечист?защитить».
?вы знаете, чт?самы?древни?глиняны?сосуды доисторической эпох?делались от руки ?не имел?правильной форм? Во? поглядите, врод?бы ?круглы? да не совсем ровные. ?этот - поровней. Наверное, мастер бы?очен?опытны? мног?мног?за свою жизн?горшко?сделал.
Интересн? ка?наши предки делали глиняну?посуду от руки? Посмотрите-ка на эт?посудину ?расскажите, ка?её сделал? (Раскатал?глин?жгутом (колбаско? ? наложи?жгут ??за ?до? затёрл? ? ? срав?ли стенки сосуда). ?этот горшок? (Взяли кусо?глин? вдавил?середину, выровняли стенки сосуда).
Таки?способом сделат?ровный круглы?предме?очен?трудно. Только когд?изобрели гончарны?круг, посуда стал?кругло?
Гончарны?круг бывает ручной, та?круг руко?вертит?. Ох, ?трудно эт? ?крутит?руко? ?горшок вы?гивать. Да-да, гончар?именно та??гово?? «вы?гивать».
?во??ме? гончарны?круг немножко другой. Поглядите да скажит? че?здес?крутя?круг? Ного? ?може?кт?то из ва?хоче?попробоват? милост?прош?(2 -3 ребенк?са?тся на круг ?пробую?ег?крутит?ного?.
Зате?горшок надо обжечь, инач??него ни воды не нальёш? ни каши не свариш? весь размякнет да развалит?. ?на чё?обжигать-то буде? На огне, ?специально?печи, ил??горн? ка?раньше говорили. Посл?обжига горшок ни ог? не страшится, ни воды не боит?.
Да, долг? учиться такому ремесл? Посуду делать, не лапт?плести. Здес?нужн?сноровка ?уменье. Зато посуда получает? на заглядень?
Посуда из глин??древни?времён славит?, всем он?нравит?. Пр?не?даже загадк?сочи?ют. Не верите? Хотите, загада?
Бы?на кружал? бы?на пожаре, бы?на базаре,
Моло?бы?– люде?кормил,
Стар стал – пеленать? стал.
Чт?эт? Горшок.
?чт?значит «на кружал?raquo; (на гончарно?круг?, ?на пожаре (обжи?, ?на базаре (продавал?? Верн? верн? мы ?папенько?нашу посуду тоже продаё? на базара? ярмарка? Идёт нарасхва?
?во?дальше ?загадк? «моло?бы?– люде?кормил, стар стал – пеленать? стал» Чт?эт?значит? ?значит эт? чт?люди раньше были рачительными да бережливым? запросто вещами не разбрасывались. Когд?горшок бы?новы?да целы?– ?нё?ед?готовили, ?если тресне? ег?обворачивали полоскам?из берест? Тако? конечн? ?печь не поставиш? ?во?хранит??нё?зерн?ил?муку можн?
?старин?не было ни одно?крестьянско?семь? гд?не пользовались бы глиняными горшками. Во??папеньке моем?приходит? делать самы?разные горшки: ?поливо??бе?поливы, разных размеров. ?даже во?таки?горшочки, которы??старин?махоткам?называли, от слов?«махоньки?raquo;. ?чт?значит - махоньки? Маленьки? Чт?же ?ни?поместит?? ?для чего он?вообще нужн? Ка?вы думает? ?ни?готовили молочные сладки?каши для дете? ?то верн? маленькому ребёнк?ведь неудобно есть из большо?посудины вместе ?остальными, ?из собственного маленького горшочка – ?самы?ра? ?ещ?махотк?использовали для лечения пр?простуде, ка?обычны?банк? Ва?банк?когд?нибудь ставил? ?когд?я была маленько? маменька ме? именно махоткам?лечила
?хотите знат? каку?nbsp; мо?папенька ещ?посуду делает?
Во?- постав? Большая, круглая, ?горлышко-то узко? ни ка??горшка. Чт??туда можн?положить? (ответы) Наверное, квас можн?налить ил?чт?нибудь насыпать. Да ?название интересное – «постав?raquo;. (Задумчив? Эт?почему ?её та?назвал? Ка?вы думает? От слов?«ставит?raquo;, «поставит?raquo;. Може?быть ?та? ?русского народа каждое слов? каждое название со смысло?
Глядите, во?крынки глаз не отвест? таки?не стыдно на ярмарку везт?
?ни?буду?холодным?квас ?молоко, да ?ехат?не надо далеко,
Ведь ярмарки во многих сёла?бывают, сделат?покупк?вс?успевают.
Наверное, именно от старинны?крынок ?кувшин?произошл? Да только ?крестьянски?семья?крынки чаще использовали. ?чт? очен?удобно. Взя?её за высоко?горлышко, нали?себе молочк?парног??кружку. Вкус?тина…
Кстати, ?че?крынка от кувшин?отличает?? ?кувшин?есть специальны?слив на горлышке ?ручк?
Тако?узкогорлый кувшин ?ручкой ?интересным название?«бальза?raquo; известен уж?боле?100 ле? Сперва-то он для вина бы?приспособлен, ?позж??нё?стал?хранит ?основном кероси?
Тареле? мисо? плошек ?на?не перечест? для творог?съестног? для супа ?жарког? ?може?для картошки ил?даже для окрошк?
Папенька мн?рассказыва? когд?он маленьки?бы? вся семья собиралась за столом, на стол?ст?ла одна большая чашк?со щами, ?вокруг не?– ложк? Первым начина?есть хо?ин (больша? – самы?старши??семь?мужчин? ?пото??вс?остальны? строго по очеред?зачёрпывал?ложкой щи из одно?чашк?– во?та??обедал? Сейчас-то ?на?nbsp; ?каждог?св? собственная чашк?ил?тарелк?
Есть ?наше?мастерской даже специальная посудина для сметан? ?може? догадаетес? ка?он?называет?? Сметанни? ?скажит?ка мн? ?сметаннике сметан?делали ил?хранил? Верн? хранил? ?сметаннике сметан?густ? вкусна, бе?на.
Есть банк?для соленья, ?такж??варенья. ?вы думали, чт?варень?только ?стек?нных банках можн?хранит? ?раньше тоже та?думала. ?оказывается, ?глиняны?банках всяки?соленья да варень?не портятся, хранятся долг?долг?
Коль хотите сбитен?пить, надо сбитенни?купить. ?чт?тако?сбитен? знаете? Эт?врод?бы ?ча? но ?то же время ?не ча? Напито?тако?на травах да на меду. Ка?то на ярмарке деду? один носи?во?точн?тако?сосу?да вс?кричал: «Сбитен? сбитен? кому сбитен?» ?тоже попробовал? Вкусно...
Эт?чт?за чудо?! Во?та?посуда!
Дв?горшочка, посредин?ручк?– странн? штучка.
?горшочки-то, глядите, совсем одинаковые, пря? ка?близнецы. Вспомнил? папенька та??говори? «близ?тк?raquo;. Для чего он?нужн? знаете? Може? отгадает? Слушайте внимательн?
«Дорого?капита?вс?души напита?raquo;. Чт?эт? (Щи)
?во?ещ?одна загадк?
«?городе Торжке продаю?бабу ?горшке». ?эт?чт?тако? (Каша).
Щи да каша – пища наша. Когд??поле работаеш? хлеб собираеш? времен?сбегат?домо?да пообедат?нету. Лето?каждый день го?кормит. Во??придумал?люди таки?двойны?горшочки: ?один щи нальют, ?другой – кашу. Сраз?дв?блюд?– ?нест?удобно.
Для переноск?ед??питья делались ?другие сосуды. Таки? например, ?двумя ручкам?
?теперь маленькая загадк? для чего ?этог?сосуда тр?ушка? Эт?– маслобойка, ?не?масл?пахтал? Маслобойки-то ещ??дере?нные использовали, их можн?было поставит?на стол. ?во?глиняну?надо было подвесит??специальному крюк??потолк? зацепи?за вс?тр?ушка – для устойчивости, чтоб?не перевернут?ненароко?
?эт?посуду, фарфоровую да фаянсовую, мы ?папенько?на ярмарке прикупил? Глядите, какая красот? Мы таку?не делаем, ?на?только из глин?посуда. ?папенька-то надо мной посмеивает?, да вс?спрашивает: «Из чего же фарфоров? посуда сделан?» ?я ?не знаю. Може?быть, вы знаете? Подскажите мн? Неужто из глин? Погодите-ка, я видела, ка?папенька сюда каку?то записочк?прята? (Достаё?записк? Сейчас прочитаю. (Читает) Фарфор сделан из глин??добавление? песк? полевого шпат?nbsp;?других добаво? ?фаянсов? – из бело?глин??добавление?мела ?кварцевого песк? Во?эт?да! Точн? из глин? То-то папенька посуду эт??нашу мастерскую принёс: ?тарелк? ?чайник? ?чайную чашк?hellip;
Ой, ?я ведь пр?чайную чашк?сказку знаю. Хотите послушат?
История чайной чашк?/span>
Жи?на свет?один юнош? ?нравилис?ем?всяки?старинны?безделушки, особенно чайные чашк?
Во?однажд??далеко? незнакомой стране набрел он на антикварны?магазинчик, гд?наше?старую чайную чашк? Юнош?взя??руки находк? ка?вдру?чашк?заговорила ?ни?
«Мо?дорого?странник, я не всегда была чашкой. Было время, когд?я была просто куском красно?глин? Ты?чи ле?лежала я ?земл??ждал? не зн? чего…
?во?пришел мо?Мастер. Он подня?ме?, отне?домо? бросил на дере?нный стол ?стал ?ть ?катать ме?, пока я не закричал? «Довольно! Оставь ме? ?поко?». Было очен?больно, но он лишь улыбнулся ?промолви? "Ещ?не время".
?этим?словам?он кину?ме? на стремительны?круг, ?ми?завертел? ?ме? пере?глазам?– быстро, быстро. «Чт?ты делаеш? – прошептала я. – Мн?плох?raquo;. Но Мастер сказал: «Ещ?не время».
Зате?он бережн?поставил ме? ?печь. ?не знал? чт?на свет?существует такая жара. ?кричал? «Выпуст?ме?!» Но во? дверца открылас? Мастер осторожн?выне?ме? из печи ?поставил на полк? гд?я вздохнул?свободно. Ка?хорошо, когд?те?, наконе? оставили ?поко?
Но эт?бы?не коне? Мастер собирался… раскрашивать ме?! ?не только. Та?была эт?ужасная штук?– ла? тако?ядовиты? «Пожалуйста, смилуй? надо мной!» Но Мастер снов?сказал: «Ещ?не время».
Посл?раскраск?он вдру?засуну?ме? обратн??печь. На этот ра?та?было жарч??дв?ил?тр?раза. ?по?ла, чт?живу последни?ми?свое?жизн?
Ка?вдру?я почувствовал? чт?Мастер вытаскивае?ме? из печи. Он снов?поместил ме? на полк? гд?я остыла ?стал?ждат? ждат??ждат?hellip;
Ты хочешь узнать, чт?было пото? Чере?ча?Мастер вернул?. Он подоше?ко мн??поставил передо мной зеркал? «Взгляни на се?», - сказал он. То, чт?я увидел??зеркал? было таки?чудесным, чт?я воскликнул? «Эт?не я!». Эт?не могл?быть мною… Эт?было таки?красивым, слишко?красивым…
Тогд?я услышала полные сострадания слов?Мастер? «Эт?то, че?ты должна была стат? ?виде? ка?тебе было больно ?плох? но поверь мн? вс?эт?я дела?для твоего благ? Теперь ты превратилась ?чудесную чашк? ?тв? жизн?обрела смыс?raquo;.
Здес?чашк?закончил?свой расска? Юнош?заплатил хо?ин?антикварного магазина ?взя?чашк??собо?
?те?по?юнош?всегда помнил, чтоб?добить? ?жизн?чего-то хорошего, нужн?преодолеть множеств?трудностей. ?ва? гост?мо?дороги? я жела? чтоб??ваше?жизн?было ка?можн?меньше трудностей ?препятствий. Чтоб?вы выросл?хорошими людьми ?помнил?традиции свои?предко?
Во?вы ?побывали ?гончарно?мастерской: увидел?да услышали мног?интересног? Осталось на?только попрощаться. До свидан?! (Кланяет?).
|
ЧЕСТ??СЛАВ?/b> |
Имя ?солдат?смерть украла,
Стал он неизвестны? навсегда…,
Та?начиналось мо?стихотворени? опубликованное когд?то ?местно?газете. ?было он?посвящено всем солдатам Велико?Отечественно? ?не только те? чт?остались лежать на по??сражений…
Далеки?шестидесяты?годы. По шиловско?улиц?идет тороплив?челове? Стоптанные, явн?чужи? ботинк? короткие брюк?? шинель. Стар? солдатск? шинель. ?руке корзинка со снедью, на лице беспомощная улыбка ?глаз? растерянные, словно он хоче?вспомнит?чт?то-?не може?hellip;
Кт?он тако? не знае?никт? Просто - Солдат. Солдат Велико?войн? которая окончилась давным-давн? Для всег?мира. Для живы??мертвы? Только не для него. Войн?цепк?схватила ег?однажд? лишила па?ти, имен? зван? ?наград.
Ка?то появился он ?наше?поселк? да здес??остался: приютили добрые люди. Прижил? возл?кладбища, немног?лечи? предсказывал- открылис??не?таки?талант? провожал покойников ?последни?путь ?истово молился об упокоени?их ду? Неизвестны?Солдат Алеш? Алешеньк?hellip;
Есть на шиловско?кладбище неприметная могила. ?не?не проводя?митингов, ?не?не возлагаю?цветов на 9 мая.
Эт?просто могила Неизвестного Солдат?Велико?Отечественно?войн? Блаженного воин?Алеш?
??Гаврилов
.Неизвестны?солдат Алеш?Таки?ег?помним.
Шиловско?кладбище. Могила Солдат?br />
|
РЕМЁСЛ?ШИЛОВСКОГО РАЙОНА |
Ка?известно, 2020-?го??России об?влен Годо?народног?искусств??нематериальног?культурног?наслед? народо?
Вся работа нашего Этнокультурног?центра «За?на» ка?ра??направлена на сохранение, изучение ?попу?ризаци?традиционной (народной) культуры. Можн?сказат? чт?этот го?– НА?
Народн? культура – очен?ёмко?по?ти? сочетани?духовног??материальног?мира люде? Эт??праздник?народног?календаря, ?об?ды, поверья, верования ?представления наши?предко??мире, устное народное творчество ?песенный фольклор… ?обще?вс?то, чт?мы называем «нематериальным культурным наследие?raquo;. Но эт?ещ??старинны?народный костюм, предметы быта, ?такж?промыслы ?ремёсл?hellip;
Именно ?ремёслах ?промысла? бытовавших ?Шиловско?районе, мы ?хоти?поговорить.
Но прежде, че?начать расска? стои? пожалу? разобраться, че?отличает? промысел от ремесл? Част?мы их просто путаем. ?во??старин?люди точн?знал? если мастер изготавливае?вещи на обме?ил?на зака? то есть он уверен, чт?вещь ку?? то эт?«ремесл?raquo;. ?если мастер продаё?свои изделия, не зн?, ку??их ил?не? например, на ярмарке, базаре, - то эт?уж?промысел. Если челове?делает каку?либо вещь для нужд свое?семь?– эт?«домашнее производство». Ну ?«рукодели?raquo; - эт?вс? чт?сделан?руками.
?каждой местност?складывают? каки?то свои традиционные ремёсл? Скопинск? керамика, Михайловское кружев? ?наше?районе – эт?лозоплетение.
ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ
«Лозоплет?#769;ни?nbsp;— лозы. По?лозо?подразумевается любо?природны?материал растительног?происхождения, способны?пр?определённой обработк??лёгкость?гнуться, ??обычны?условия?держат?форм? Название материал?nbsp;— «лоза» произошл?от виноградно?лозы, из которо?плел?корзин? Част?материалом для плетен? служит
?эт?старинны?сундук? но привычного на?плетен?
?во?ажурны?ви?плетен?, если верить исследователя? стал входит??моду не та?уж давн? ?наше?местност?бытует легенд??то? ка?князь Голицы? ?которого ?19 веке здес?было имение, поехал ка?то ?Европу ?увидел та?плетёные вещи, да не таки? ка?ег?крестьяне плел? ?ажурны? воздушны? Купи?нескольк?предмето??привёз их ?имение. ?уж ту?местны?умельц? гля? на образц? ?сами научилис?nbsp; таки?изделия плести.
Правда эт? ил?байк?народн? - на?не ведомо. Но ка?отмечает авто?книг?«Изготовление плетёных издели?raquo; ? ? Стеченко: «Высочайшег?расцвета во многих страна?мира достигло искусств?изготовлен? плетёных издели?во второй половине 19 ?начале 20 веко? На изящную мебель, корзин? другие предметы домашнег?обиход? выполненны?из окорённо?лозы, окрашенные красителями, ?иногда покрытые позолото? появился тако?спро? чт?во Франци??провинци?Шампан?для посадк?ив?раскорчёвывались даже виноградники. Плетение стал?модо? Де?тк?ты??люде?начали занимать? этим ремеслом ?Прусси??Бавари? Повсеместн?открывалис?специальны?школ?
На Руси таки?школ?начали создаваться владельцам?поместий, позж?– земствам? Одна из первых школ для кустарей по изготовлению модных плетёных издели?была открыт??90-?года?19 века по?Москво?(станция Голицыно) на средства известного мецената ? ? Морозова».
?наше?районе лозоплетение?занимались ?? ? Шилово, ?сёла?Боро? Копаново, Санско? Свинчу? Тырнов? Юшта, ?? Фролов? Традиции прошлого продолжают ?современны?мастер?
Конечн? сплест?крупну?вещь, например, предметы мебели ?домашних условия?весьма затруднительно. Этим ?на?занимает? предпр?ти?«Шиловская лоза». Свои изделия он?выстав?ют ?продаю?на разных праздниках ?фестиваля?
Праздник "Спожинки" ? ?зань 2019 ?
Корзин?для яго??грибов, сухарниц? вазы, поднос? тарелк?– вс?эт?возможно изготовить ?на дому. Предлагаем вашему вниманию нескольк?фотографий издели?наши?мастеров – лозоплетельщиков.
?ещ?мы проводим мастер – классы по лозоплетению. Аз?плетен? из ивовых прутье?осваивал??наше?Центре посетители разног?возраста: ?взрослые, ?дети – школьник??даже дошкольник?
Взрослые
Участник?"Школ?ремёсе?quot; (ученик?
?самы?юные мастер?из клуб?"Жили-были" (воспитанники Детского сада ?4 ? ? Шилово)
Во? чт??на?получилось
Проводим ?выездные мастер - классы. ? ?зань. Вс?то?же праздник "Спожинки"
|
?помощь музейным работникам. Музейный урок. |
Дороги?друз?! Сегодня, хотелось бы предложить Вашему вниманию разработку музейног?урок?по?название?«?красно?углу сест?- великая чест?raquo;. Урок расчитан на младши?школьников ?во?уж?нескольк?ле??успехо?проводит? ?этнокультурном центре "За?на". Особенност?данног?урок??то? чт?желательно ег?проводит??комнат? гд?есть красны?угол ил?сделат?условное обозначени?этог?мест??классе. Надеюс?чт?публикац? окажет? полезной ?Ваше?работе.
Екатерин?Пушкин?методист этнокультурног?центра "За?на"
« ?КРАСНО?УГЛУ СЕСТ?– ВЕЛИКА?ЧЕСТ?raquo;
Ведущая 1: Здравствуйте, гост?дороги? долгожданные. Проходит?не спеш? садитесь на само?почётное мест? (Гост?рассаживаются)
Ведущая 2: Скажит?ка, ре?та, ?почему мы эт?част?избы, гд?вы сейчас сидите, назвал?самы?почётным местом? Эт?– передний ил?Красны?угол. ?почему красны? знаете? Слов?«красны?raquo;, от старосла?нского «красьн?raquo;, значит «красивый, прекрасный».
Ведущая 1: ?русско?nbsp;избе Красны?угол устраивался ?дальне?углу избы, ?восточно?сторон? ?пространстве межд?боково??фасадной стенам? по диагонал?от печи. Эт?правил?соблюдалос?даже ?дома?– ?тистенка? ка??на? когд?печь находилась ?другой комнат? чере?стенку.(ри? 1)
ри?1
Красны?угол - самая освещённ? част?дома: об?стен? образующие угол, имел?окна.
Ведущая 2: Было ?Красного угла ?ещ?одно название – свято?угол. Ка?вы думает? почему тако?название?Потому чт?эт?част?жилого помещения, гд?установлен?nbsp;икон?nbsp;ил?домашний иконоста?
Икон?освещает до? Комнат?бе?образо?- ка?бе?окон. Ка?же украсить свое жилище святыми образами? Чт?следуе?знат??помнит? Давайт?попробуе?хо? бы немног?разобраться.
Ведущая 1: Прежде ?каждой русско?избе бы?красны?угол, ?которы?ставилис?икон? ?XVI ? сохранил? интереснейши?па?тник письменной культуры - книг?«Домостро?raquo; - эт?сборни?правил ?совето? касаемых всех сторон жизн?семь? Чт?же та?сказан?об иконах ?доме (читаие?: «?доме свое?всякому христианин?во всяко?храмин?nbsp;(комнат? святы??честны?образы, написанные на иконах, по существу ставит?на стенах, устрои?благолепно мест?со всяки?украшением ?со светильникам? ?ни?же свеч?пред святыми образами возжигаются на всяко?славослови?Божьем: ?по пени?погашают? ?завесо?закрываются - не всяко?ради нечистот??от пыли, благочин? ради ?бережения; ?всегда чистым крылышко?обметать ??гкою губкою вытирать их, ?храм то?всегда чистым держат? паче иных храмин». (ри?2)
ри?2
Ведущая 2: Икон?помещались ?«красны?raquo; ил?«передний» угол комнат??таки?расчётом, чтоб?икон?была первым, на чт?обраща?внимание челове? входящи??комнат? Народн? пословиц?«Бе?Бога — не до порога» связана именно ?этим: входя ил?выхо? из комнат?ил?дома, христианин прежде всег?оказывал почест?nbsp;Царю Небесном? ?уж пото?nbsp;— хо?ин?дома. ?потому, захо? ?избу, челове?сначал?молился на икон? кланялся ?только пото?здоровал? ?хо?евам? (Предлагают кому-либо из дете?показать, ка?эт?делает?). Согласно традиционном?этикет? челове? пришедши??избу, мо?пройти ?Красны?угол только по особом?приглашени?хо?ев.
Ведущая 1: Традиционн?считается, чт?икон??красно?углу не должна висеть, её нужн?установить ?отведённое ей мест? Икон?размещаются на особой полочк? которая называлась «божничко?raquo; ил??закрытом киот?nbsp;(иногда мног?русных) ?определённом по?дк?
Ведущая 2: ?каки?икон?были обязательны для установк??красно?углу. Ка?вы думает? (Ответы дете? Обязательными для домашнег?иконостаса являют? икон?nbsp;Спасителя ?nbsp;Богородицы (показывают). Состав остальны?икон выбирают сами хо?ев? Обычно ?красно?углу размещаю?патрональные (та?называемые «именны?raquo;) икон?членов семь? Во? например, хо?ин?зову?Иван, ?хо?йк?Анастасия. Каки??ни?буду?именны?икон? (Свято?Иоан??святая Анастасия).
Ведущая 1: Особ?почитаем на Руси бы?Никола Угодни?nbsp;(Святитель Никола? архиеписко?Ми?Ликийски? чудотворец), ег?икон?находилась практическ??каждом домашнем иконостасе (показывают икон?.
Ведущая 2: Икон??домашнем иконостасе располагаются подобн?церковному иконостасу: ?центре икон?Спасителя, слев?(относительно зрителя) от икон?Христа располагается икон?Богородицы, справа — обычно икон?святите? Николая. На?иконам?Христа ?Божией Матери возможно размещение изображени?nbsp;Троицы ил?nbsp;Распятия (показывают).
Ведущая 1: Есть ?ещ?nbsp; одно правил? икон?святы?(именны?ил?других святы? должны быть по размер?меньше икон?Спасителя (Христа) ил?Богородицы. Такж?рекомендуется не размещат?икон?святы?на?образами Спас??Богородицы.
Ведущая 2: ?теперь давайт?попробуе?расположит?наши икон?согласно традиции. (Вызывают трои?дете? предлагают им взять икон?Спас? Богородицы ?Николая Угодника ?встать та? чтоб?икон?расположилис?ка?на иконостасе. Зате?ведущи?nbsp; беру?икон?nbsp; Троицы ?святы? ?дети должны им сказат? гд?их правильн?расположит?.
Ведущая 1:?Красно?углу находились не только образа, но ?Библ?, молитвенны?книг? свеч? сюда приносил?веточк?ос?щенной верб??Вербно?воскресень?ил?веточк?березы ?Троицу, клал?пасхальное яичко. Кром?этог? ?Красны?угол вешали соломенные оберег? павуко?nbsp;(ри?3), ангелочков (показывает). ?эт?говори??то? чт?Свято?угол бы???древни?жилища? ещ?до приход?nbsp; христианства, эт?бы?алтарь, гд?люди молились свои?бога? Во время археологически?раскопок ?? Боро?были найден?амулет? которы??древни?времен?хранилис??тако?Свято?углу. ?пото?на смен?древни?святы??пришли христианские икон?
ри?3
Ведущая 2: ?Красно?углу традиционног?дома кром?божниц?находился стол, которы?считал? продолжением Божественног?мира ?мире люде? Недаро??народе говорили: «Стол – Божи?престо?raquo;.
Мест?за столом ?Красно?углу были строго распределены, причем не только во время праздников, но ?во время обычны?приемо?пищи. Трапез?объеди?ла ро??семь?
Мест??Красно?углу, ?центре стол? по?иконам? было самы?почетным. Здес?сидели хо?ин, самы?уважаемы?гост? священник. Если гост?бе?приглашения хо?ин?прошел ?се??Красны?угол — эт?считалос?грубейши?нарушением этикет? Недаро??народе говорили: «?Красны?угол сест?– большая чест?raquo;.
Ведущая 1:Справа от хо?ин?вдол?окон ставилас?«мужская лавк?raquo;. Здес?рассаживалис?по старшинств?мужчин?семь? Че?старше мужчин? те?ближ?он сиди??хо?ин?дома.
??лево?сторон?на «женско?лавк?raquo; садились женщин?nbsp; ?дети. Хо? ?некоторы?сёла?дете?кормил?отдельно, за другим столом.
Хо?йк?чаще всег?садилась ?до??хо?ином ?Красны?угол. ?только когд?было мног?гостей, ?хо?йк?сама хлопотал?за столом, тогд?он?садилась на женску?лавк??краю.
Во время свадьб?nbsp; новобрачны?nbsp;такж?сидели по?образами ?Красно?углу.
Ведущая 2: ?во?теперь давайт?попробуе?сест?за стол согласно старинны?традиц?? Для этог?выбере?сначал?хо?ин??хо?йк?(выбирают, на хо?ин?одеваю?поя? хо?йк?платок на плеч?. ?теперь самост?тельно пере?дьте на свои скамейки.
(Дети пересаживают?. Ведущи?помогают им вопросам? гд?должен сидеть хо?ин, хо?йк? мальчики, девочк?)
Ведущая 1:Ну, ?теперь, когд?мы сели за стол правильн? давайт?вспомним правил?поведения за обеденны?столом. ??наше время есть таки?правил? Одно из ни?вы наверняка знаете: «Когд?я ем… (я глух ?не?». ?во??старин?запретов было горазд?больше: нель? неуважительн??шумн?вест?се?, садить? обедат?грязным? ?шапк? см?ть?, скрещивать ноги, нерачительно обходить? ?едой, большо?грех садить? ил?класть ноги на стол. Не разрешалос?на обеденно?стол?располагат?посторонни?предметы, потому чт?эт?мест?самого Бога. Нель? было стучат?по стол? «Не бе?стол? стол – Божья ладонь!».
Ведущая 2: ?крестьянско?избе стол такж?важе? ка??печь ?красны?угол, он широко задействован ?об?да???ни??народе связано множеств?повери??примет.
Сейчас мы раздадим ва?карточки, на которы?написано окончани?примет?(раздаю?/em>). Мы буде?зачитывать, чего нель? делать, ?вы должны сказат? почему нель? этог?делать, каки?могу?последствия.
ПРИМЕТ?
Нель? вытирать руко?крошки со стол?nbsp;— дене?не буде? Та?nbsp;же нель? было вытирать стол бумаго?nbsp;— эт?плох? примет? ?nbsp;сплетня??nbsp;склока?
Нель? ставит?на стол пустую посуду — эт??nbsp;бедности. ?nbsp;достатке ?nbsp;семь?судили по стол? Если он ломится от яст? значит, ?nbsp;достатко?вс??nbsp;по?дк? Если же на стол?не?ничего, либо посуда пуст?, значит, ?nbsp;?nbsp;карманах пуст? Кладя на стол пустые бутылк?ил?тарелк? вы те?самы? навлекаете на се? безденежье.
Собрал? ?nbsp;дорогу — подержис?за краеше?стол? Эт?примет?nbsp; означала, чт?челове? собираясь ?nbsp;путь, возьме??nbsp;собо?защиту своего дома ?nbsp;рода.
Стол нача?шатать? — примет?плох?. Эт?значит, чт??nbsp;доме заболеет самы?старши?член семь? ?nbsp;старин?от таки?столов ту?nbsp;же избавлялись, чтоб?не навлеч?беду.
На стол нель? класть сумк? деньги ?nbsp;прочие вещи, не отно?щиеся ?nbsp;пище. Эт?пр?вление неуважен? ?nbsp;дому.
Чтоб?привлечь удач??nbsp;достаток ?nbsp;до? по?скатерть можн?положить монетк? Можн?положить ?nbsp;лавровый листик — эт?привлече?удач? избави?от болезней ?nbsp;конфликтов ?nbsp;семь?
Нель? оставлять грязь ил?крошки на стол?на ночь — ?nbsp;болезн? Смахив? каждый ра?крошки со стол? вы словно проводит?ритуал на устранение пробле? болезней ?nbsp;непр?тносте? Если же вы оставляет?грязь на стол? вы привлекает?те?самы?невзгоды ?nbsp;свой до?
Упал?чт?то со стол?nbsp;— ?nbsp;неожиданност? Если ложк?ил?вилк?nbsp;— быть гостя? Если упал?тарелк?nbsp;— быть новостя?
Вс?эт?народные примет??nbsp;суевер? основаны на многовековых наблюден??наши?предко? Верить им ?nbsp;ли не верить — дело каждог? ?nbsp;любо?случае, не буде?лишним, если вы будете дове?ть только хороши?приметам, тогд?хороше??nbsp;себе ?nbsp;притяните. ?теперь, давайт?вс?вместе сделае?традиционное украшени?избы «павука». Обычно он делает? из соломенных палоче? но мы ?вами сделае?современну?версию этог?изделия,из коктельных трубочек. Творческие работы станут завершение?нашего познавательног?за?тия( дети делают «паук?raquo; из палоче?для напитков).
Изготовление «павука» на урок?nbsp; тренируе?мелкую моторику ребенк? ?тому же дети практикуют? ?за?зывани?узелко? Ка?показала практика, ?современно?мире , гд?многие дети привыкли ?замкам ?липучкам на обув??одежде, умение за?зывать узелки, эт?полезное освоение нового навыка.
|
ЧУДЕСА ПАСХАЛЬНЫЕ |
Христо?воскресе, дороги?друз?.
?Пасхой ва?
?пуст?черной волной болезн?накрыл?весь свет ?нель? ?условия?карантин?nbsp; сходит??гост??близки? похристосовать?, вс?равн?Пасх?– самы?светлы??самы?добрый на?праздник.
Пасх? Празднично кругом.
Чистотой сверкает до?
Верб?на стол??пасх?hellip;
Та?светло ?та?прекрасн?
Яйца крашеные всюд?
?кули?стои?на блюд?hellip;
Мама ?фартук?из ситц?/span>
Приглашает всех садить?
?отведать угощение
?чест?Христова воскресения.
Эт?стих?поэтессы Галины Антипино? ка?нель? лучш?передают празднично?nbsp; настроение. Действительн? главными угощен?ми на пасхальном стол?всегда были крашенны?яйц? пасх??кули? Издавн?хо?йк?старалис?на свой мане? по-особом? украсить куличи, превращая их ?наст?ще?произведение искусств? добрым лю??на радост? Да ?яйц?не просто окрашивались ?разные цвет? ?зачастую расписывалис?затейливым?узорам? Сегодня мы приглашаем ва?на нашу небольшу?виртуальну?выставку « Чудеса пасхальные». Смотрите ?пуст?буде?вс?хорошо ?радостно ?ваше?жизн? Здоров? ва?
Нашу выставку открываю?работы сотруднико?музейног?комплекс??чудо хо?юшки из Шилово, по свое?скромности пожелавшие остать? анонимными
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Пасхальные фантазии Вероники Донско? Московск? област?
50.
51.
52.
53.
54.
?наконе?творчество наши?друзей-учащих? ?преподавателей из Сапожковской школ?искусств.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
|
?КОНЦ?ВЕЛИКОГО ПОСТ?/b> |
Заканчивается страстная – самая строгая неде? Великого пост? Весь православный лю?живё??ожидании праздник?праздников, торжеств?торжеств – Христова Воскресения. ? казалось бы, само?время написать чт?нибудь празднично? но… я опять нашл??свое?домашней библиотеке интересную книг? Называет? он?- «Русско?застолье» (серия «История России»). Предлага?вместе прочитат??то? чт?авторы книг?Марина Улыбышев??Владимир Запецкий пишу??пользе пост? Привож?глав?полность? бе?всяки?поправок ?уточнени?
«Ед?необходима человеку для поддержания си? Но чревоугоди? обжорств? пьянств? чрезмерн? любовь ?сладос??на Руси всегда считалис?грехом. ?ведь правильн? Грех чревоугодия приводит человека ?болезня? страдани? Если челове?пост?нн?переедае? то «буке?raquo; всевозможных болезней ем?обеспече? от ожирен? до гипертонии, ишемии, диабет??та?дале?
Люди всегда старалис?упорядочить своё отношени??пище, ввести правил? которы?бы ограничивали её употребление. Православи?предписывало человеку воздержанность ?ед? ?верующие люди соблюдал?установленны?церковны?уставо?пост? Из 365 дней ?году боле?220-ти были постными, когд?запрещалос?употреблять ?сные ?молочные продукты, яйц? ?иногда, например, ?Велики?пост, ?рыбу.
Вс?эт?ограничения были тесн?связаны ?отношением православног?человека ?Богу, ?желанием очистить своё тело ?душу для восприятия Божественных исти? Ведь «сыто?брюх??ученью глух?raquo;. То? кт?заботится только ?то? чтоб?поплотне?набить утробу, вря?ли способен поделить? ?ближни?куском хлеб? прийти на помощь ?беде, ? если нужн? то ?жизн?положить «за друг?св?»?
Свято?Игнати?Брянчанинов говори? чт?человеку очен?важн?сохранит?естественное желани?пищи ?питья – то, которо?требуется для поддержания жизн??телесных си? Оказывается, частое употребление лакомств, переедание, неумеренност??ед?портит естественный вкус. Ва?кажется невкусно?гречневая ил?пшённая каша? Вы бы предпочл?на ужин шоколадный батончик? Значит, уж?есть пово?задумать?.
Наши предки знал? чт?излишнее питани?ослабляет телесные силы организм? вредно организм? ?снов?вспомним святите? Игнатия Брянчанинов? «Естественное желани?пищи выправ?ет? просто?трапезою ?воздержани?от пресыщен? ?наслаждения пище? Когд?же желани?сделается правильным: тогд?он?удовлетворяет? просто?пище?raquo;.
Авторы назвал?эт?глав?книг?«Пост – эт?не страшн?raquo;. ?я по этом?поводу вспомнил? ка?моя прабабушка по мамино?лини?рассказывала, чт?он??молодост?(?родилась он??1894 ? ?Оренбургской губернии) даже ?не замечали, ка?проходил пост: всегда были гриб? разные соленья, пекл?постны?пироги. ?во?её му? мо?прадедушка, считал, чт?ограничения ?пище – эт?не главная состав?ющ? пост? Он та?говори? «Грешно не то, чт??уста, ?то, чт?из ус? Во?ты ?со не еш?(эт?жене), ?на улиц?выйдеш? може? ?соседкой поругаешься, може? осудит?кого – во?эт?грешно». Но прабабушка пост всегда соблюдал? ?её дочь, моя бабушк?– тоже.
Бы??постно?меню моей бабушк?один отголосо?минувших дней – «зюрьма». Та?бабушк?называла су??кусочкам?варёного тест? картошко??луково?зажаркой. Тест?для супа он?месила бе?добавлен? яиц. ?пото?просто отщипывала маленьки?бесформенные кусочк??бросал?их ?ки?щу?воду. Из-за отсутств? яиц кусочк?тест?сильно разваривалис? ?су?получался довольно-таки густым.
?ка?то ра?бабушк?приготовил?«саламатк?raquo;. Очен?странное на современны?взгля?блюд? Вря?ли кт?нибудь из нынешней молодёжи буде?есть прожаренну?на сухо?сковород?(бе?добавлен? масл? ?разведённу?крутым ки?тком ржаную муку. Выглядело эт?блюд? ка?тёмн?– коричнев? масс? По вкус?чт?то хлебно - пресно? небольшу?кислинку давала сметан? Во времен?моих бабуше?её ел?такж??молоко? ??постны?дн?nbsp; - ?растительным маслом.
Кстати, аналогично?блюд?делали ??Шиловско?районе ?занско?област? Например, ?? Боро?nbsp; «ржан? мука, обваренн? ки?тком» называлась «соломадо». ??? Дубровка «соломаду» готовили та? «…ржаную муку насеять, замесить тест???печк? Он?долг?томится. Сладил?свекольным соко?raquo;.
?ещ?во многих сёла?готовили блюд?из калины (че?не источник витамино??весенние дн?) Например, ?? Инякино делали «калину ?тест?raquo;. ?? Ванчур «Калину варили: пшеничну?ил?ржаную муку ?чугуне заваривали (ка?квас) ?туда калину. ?ставит??русску?печь парить? – сахарк?туда. Получалась ?зк? масс?raquo;. ??? Боро?«из ржаной муки ?ки?тком калину па???едя??хлебом». «Упаривал?raquo; калину ??? Задубровье: «поставит?ки?тить воду, ка?закипи? туда добавить ржаную муку ?калину, яблочки ?усладить. Вс?эт?упариват?raquo;.
Вс? конечн?же, слышал?фраз?«Прощ?парено?репы». Врод?ка?пареная репа – эт?настольк?простая ?примитивная ед? Но почему же тогд?наши прабабушки парили не только репу, но ?nbsp; тыкв?(? Тимошкин?, ?свеклу (? Терехово)?
Ка?види? немаловажную, ?може? ?главну? роль ?приготовлени?пищи ?старин?играла русская печь. Только ?печи ед?може?парить?, томить?, чт?придаё?ей особый вкус ?аромат, несравнимы??современными блюдам?
?ещ?пара, ну, совсем уж не современны?рецептов. ?? Дубровка рассказывали, ка?сделат?кисель из картошки: «Сварим не чищенную, ?толкли кисель. Постны?маслом поливали ?ел?raquo;.
??? Фролов?«Тест?сладко?варили — из сеяно?ржаной муки заваривают?ка?квас, ?пото?укрывают? Хлеб окунал??ел? Эт?тест?варили постом».
?напоследок открое?ещ?ра?книг?«Русско?застолье». Здес? ?то?же глав??пользе пост? выделе?небольшо?расска?«?маково?росинк?во рт?не было». Прочитае?
«Постны?русски?стол весьма разнообразен. Однако ?пост нужн?поменьше заботить? ?то? чтоб?набить живо?hellip; Однажд?писатель Степан Писахо?написа?сатирический расска?«Ка?купчих?постничала». Встала утро? выпила вместо ча?ки?точк? ?ть чаше??постны?сахаро? ?ть чаше??малиновы?соко? да ?вишнёвым ?ть. ?вс?эт? заед? сухариками. «Пока ки?точе?пила, ?завтра?поспел. Съел?купчих?капуст?солёно?тарелочк? редьки тёртой тарелочк? грибочко?мелких, рыжичков, тарелочк? огурчико?солёны?де?точе? запила вс?квасом белы?hellip;» На обед ?не?было – «на перв?жиденька ов?нк??луко? грибовница ?крупой, лукова похлёбка. На втор?грузди жарены, брюква печёна, солоники – сочн?сгибни ?соль? каша ?морковью ?шест?других ка?разных ?вареньем ?тр?nbsp; ?тр?кисе?: кисель квасно? кисель гороховы? кисель малиновы? Заел?вс?варёно?черникой ?изюмом.
От маковников отказалась:
- Не?не? маковников исть не стан? хочу, чтоб?во весь пост ?росинк?маково?во рт?не было!» ?обще? ?вечеру посл?ужин?постного, пришлось ?доктор?вызват?raquo;.
Во??вс? Но ?этой интересной книгой мы ?вами очен?скор?встретим? ещ?ра?
Наталья Лесников?
ИЛЛЮСТРАЦИ?ИЗ КНИГ?"РУССКО?ЗАСТОЛЬЕ"
?ЕЁ ОБЛОЖК?/p>
|
СВЕТЛО? ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬ??СТАРИН? |
?эт?дн?Пасхальной недели, когд?многие православные ?силу известны?причин не могу?посещать церковны?службы, ва? наверняка, буде?интересн?познакомиться ?духовным смысло??социальным подтекстом христианских ?боле?древни?обычае??об?до?узнать,ка?праздновал?Пасх??позапрошло?веке.
Об этом на?поведает книг?Василия Васильевич?Селиванова «Го?русскаго Земледельц?raquo; , изданн? ?1856-1857 гг, - своеобразн? энциклопед? быта крестья??их хо?йственны?за?ти??дореформенно?деревн?средне?полосы России. (??Селивано?- уроженец ?Зарайска, ?занско?губернии).Итак,открывае?страницы этой интереснейше?книг?..
«От теплых луче?солнца ?весеннег?ветр?рано просыхае?земля, ?на Свято?неделе, ка?ра? готова ?пахоте; ?то??овес люби?се?ранний, ?ту?праздник? Ка?быть. ?прадед? ?деды завещали ем?не пахать на Свято? Господ?захоче? та?хлеб уродит? ?пр?поздне?пахоте. Пуст? чт?Господ?даст, ?на Свято?не паши ?не се? Господ?пошлет дождей во время, ?поздни?се?бывает лучш?раннег? ?тому ?на ?то?неделе посл?Свято?всегда дожд?живу?.
?nbsp; Велики?четвер?на Страстно? ещ?до свет? ?темнот?иные ходили купать? ?проруб? чтоб?быть здоровым?на целы?го? ?Велики?четвер?сеют капустну? разсад? чтоб мошк?не истребил? ?Велики?четвер?жгут соль ?этой соль?со??ветчин? чтоб?черв?не заводился. Соль употребляют такж??Светло?Христово Воскресень?пр?разговеньи; чтоб сжеч?соль, ее сперва смешиваю??квасно?гуще? ?пото? завернув ?за?за??ветошк? бросаю??печь ?самы?жа? От действ? ог? соль ?гуще?скипит? ?одну сплошную масс? котору??толкут ?ступке. ?четверга Страстно?недели начинают? приготовления ?праздник? Мужи?едет за вино??каба? да за ?сным на база? бабы ва??браг? вс?забывает?, одно помышление ?встреч?Светлого дня Воскресения. Наро?из деревень ?вечера отправ?ет? ?приходское село, кт?пеши? кт??телеге ил??са?? Вс?начало ночи до заутрени наро?толпит? ?ближайши??церкви изба? ?изба?дьячков, ?богадельне, a имеющи?ве??приходском обществе, ?доме священник? ?дома?никт?не спал ?не станет спат??ночь по?Светло?Христово Воскресени? грех. Кт??не идет ?заутрени, старик? старушки, деньщицы, ? ? та баба из семь? которо??этот день пр?родителе?топить печь, варить обед, подместь избу ?проч., оставаясь дома, вс?ночь мо?тся пред иконам??зажженно?пред ними лампадко?ил?свечко?из желтог?воск?
Во время заутрени ?обедни, на правом клирос??дьячк?присоеди?ют? любители певчие из крестья? Когд??конц?заутрени священник выходи??причто? ?кресто??образами христосовать? ?народо? крестьяне, христосуясь ?ними, дают им по красненькому яичку, сбор красны?яиц бывает довольно значителен. За священником, дьяконо??дьячкам?ст??кошелк??кузова, ?которы?опускают? получаемые яйц?
Когд?заутре? отойде? наро? до обедни расходит? по изба? ил?са?тся на паперт??на могильны?камня??бугорках кладбища. Ту?ожидаю?восхождения солнца, чтоб посмотреть, ка?он?буде?играть: на Светло?Воскресени??солнышко играет; ?межд?те?жаворонк?оглашают воздѵхъ своими песнями. Собранны?причто?яйц?несутся ?дома, гд?хо?йк? за невозможностью их съесть ?скорости, иногда продаю? ?по больше?част?со???прок. Со??их таки?образо? та?ка?он?окрашены, стал?сварен??крутую, то их разрезываю?на половинк? кладут сл?ми ?кадочк??пересыпают каждый слой соль? пото?накладываю?кружок ?на него камень для гнет? Яйца, та?приготовленные, употребляют? преимущественн?изрубленными, ?квасом ??луко? на ужин ил?завтра? во время покосо??других рабо? ?самими хо?евам? ?по больше?част?наемными работникам??работницам?
?обедню мо?щими? приметно уж?одолевае?дремот? ?многих глаз?слипаются, ?хо?певчих поет ?разлад. На?пасхам?из сырого творог??куличами, принесенными ?церков?из каждог?двор??приход? по грошевой свечке. ?когд?священник прочте?молитв? то от каждой пасх??кулича отрезывает? ?#1141;со??пользу причта. Кт??не желает, чтоб пасх??кули?были резаны, то платит за ос?щени?грош?дв?ил?тр? гля? по сост?ни?
?имении, гд?живё?помещи? вс?крестьяне, мужики ?бабы, от мала до велика, идут прямо посл?обедни ?барски?до?разравнивать?. Когд?городская семья разговелас? нa то?же стол? ?зале ставит? огромный ?#1141;ли??пасх? нарочн?приготовленные для народа. Крестьяне христосуют? ?барино? барыне? барышнями ?детьми ??#1141;бы, по тр?раза, ?дают красныя яички, которыя отдают? по больше?част?их же де??ил?холостым ре?та??горничны? ?вообще те? которы?не имею?своего хо?йств? Пото?каждом?из разгавливающих? поднося?по рюмк?вина; вс?пьют браг?? поблогодарив господ, расходятся по дома? Та?до си?по?ведется исстар?во многих дома?
?Страстну?суббот?строя?качели, сост?щи?из шест?бревен, поставленных ?козл??связанных вверху хворосто? На ни?кладет? перекладин? на перекладин?надевают? кольца из хвороста ил?загнѵты?молоды?дубчиков ??ни?привязывают? дв?веревк? На веревк?кладет? доск? аршина ?дв??половино? ?качели готовы. На ни?качать? не буду? ?по?ними песе?играть не станут, пока не посе??деревн?образа. ?назначенны?от приходског?священник?для хожден? ?образами день идут ?заутрене из деревн?богоносы, мужики ?бабы, парн??девк? по больше?част?по обещанию, данном?за изцелени?болезн?ил?миновани?другог?какого го?, для исполнен? святого дела, ношения образо? Вся деревня торопится во сретение святы?посетителе? Далеко ещ?заслышав пени?причта, сердца ожидающи?наполняют? восторженным благоговение? ?когд?блесну?лучами солнца венц?на святы?иконах ?животворящи?крес??руке священник? начинают молить?: иные крес?тся, призыв? пр?се? имя Господне, дрѵги? поверг?сь ни? творя?земные поклон? ?имении, гд?есть господский до? образа прямо идут на барски?двор, гд?сред?двор?изготовляет? накрытый скатерть?стол. По?столом клок сена, на стол?мера ?овсомъ, ?которо?засыпано нескольк?сыры?яиц??воткнута рогулька ?прилепленной ?не?восковой свечей. Нa стол иногда ставятся ?другие хо?йственны?зерн? пшениц? горо? прос? ячмен? гречих??четвериках, гарнца? по?#1141;мерках ?проч. Вс?эт?образц?хлебов, по окончани?молебн? высыпают? по закромам ?приготовленные для сева семена. Когд?образа придут ?стол? богоносы становятся ?до? пред образами зажигают свеч? Священник начинает молебе? посл?молебн?образа идут ил??до?ил?nbsp; по дворам ? обой? деревн? возвращают? ?до? гд?иногда, по отдаленности от села, образа ночуют.?каждой избе, когд?обхо??образа деревн? служит? молебе? ?посл?оног?образа устанавливаются ?переднем углу, ?священник, дьячк??богоносы непременно должны присесть ?накрытом?стол? отведать хо?йско?хлеб?соли, да браг? бабьей работы. Посидевшти за столом ?поблогодарив хо?ин??хо?йк?за угощение, встают, поднимаю?образа ??пением: «Христо?Воскресе» выхо??из избы на улиц? напутствуемы?блогословением ?блогодарностию, ?получи?за молебе?от хо?ин?копеек 15 серебром деньгами, нескольк?пирого??кругов хлеб? Чт?горо? то норо? чт?деревня, то обычай ?потому всяки?приход имее?положени? утвержденное обычае? скольк?давать пирого??скольк?кругов хлеб? Бабы жертвуют на образа, холс? по свои?достатка? богата ил?усердн?та, которая пожертвует ?#1141;со??20 арши? ?по больше?част?жертвуют куск?от 1-го до 10 арши? Холс?этот староста церковны?продае? ?деньги обращают? ?церковны?дохо?
Когд?вс?двор?обойдены, образа идут ?часовн? ?часовн?опять для проводов приготовле?столик ?хлебам??nbsp;пирогами, стои?полштофи??водкой ?кувшин браг? Служит? молебе? пр?чтении Евангелия, по?епитрахиль прекло?ет голову староста, ?по окончани?молебн? священник?блогословляет одного ил?двѵ?назначенны?для начала пахоты крестья? пр?че?дает им по круг?хлеб? По окончани?молебн? староста угощае?дьячков ?богоносо?прощальной рюмкой, ?образа ѵхо???пением святы?каноно? провожаемы?до околиц?жите?ми. Предание говори? чт??старинно?время ?часовн? по окончани?молебн? бабы, по сняти?священником облачения, катали попа по земл? чтоб лё?родился. Гово?? чт?пр?катани?попа приговаривал? «Како?по?, тако?приход». По отбыти?образо? начинают? народные забавы: качели, песн? хороводы. Когд?образа ?деревн? из других деревень приход?стекаются ?ту деревн?гост??родственники. Всем прие? всем гостеприимство, ?знакомом? ?незнакомом? ?родном? ?чужому, но ?расчетом: дорогому гост?винц???гкой свининки да бражки; для гостя-посетите?— браг?второг?сорт? куша?скольк?душе угодно, да пирожо?бе?начинк? да солонинк? невзнача?недоваренн?, по?ча?не укусиш? всяко бывает. Та?проходит?Святая неде?, ?наступае?Красная горк? Воскресень? ?неделю же??#1141;роноси? называет? бабьим праздником. ?этот день некоторы?из ба?служат молебн? дрѵги?делают складчин??устраивают пирушк? Хо?? дрѵ??дружке ?гост??везд?нахо??радушный прие??угощение. ?ба?существует поговорк? «мужики за пахоту, ?бабы за ст?пн?raquo;. ?nbsp; иных господских дома?дворовые женщин?приходя??барыне ?этот день, поздравляют ?праздником ?принося??да?яйц?свои?ку? ил?стакан сливок, ил?другую каку?нибудь безделиц?»
Ка?можн?видеть, Пасхальн? неде? была временем радостного ожидан? пробуждения жизн?земной ?небесной; эт?было временем единен? прошлого ?наст?щего, поминовением предко??благословением потомков. ?эт?дн?душа человеческ? насыщалась благодатью Небесной, человеколюбием,состраданием ?забото??земном.
САВЕЛЬЕВ???,эксурсовод
Метк? Пасх?/a> Велики?четвер?/a> яйц?солить Селивано?/a> |
…И ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА |
Нескольк?ле?наза?купила книг?Елен?Задубовско?«Лечени?колокольны?звоном». ?книг?авто?подробно рассказывает не только ?полезных свойства?колокольного звон? но ??само?природ?звук? особенностя?распространения ег??разных средах, ?звук? ?музыкотерапи? ?лечени?разных заболевани?колокольно?водо? Если кого-то заинтересовала эт?книг? во?её реквизит?
Задубовская ? Лечени?колокольны?звоном. – СП?: Лениздат, «Ленингра?raquo;, 2006. – 192 ?
?пока обрати?свой взор лишь на одну состав?ющую этой большо??увлекательно?темы – на звон колоколо? Почему эт?звук?та?чаруют ?завораживают на? застав?ют грустить ?радовать?? Почему ?разных народо?бытует та?мног?легенд ?народных повери??лечебных ?магических свойства?колокольного звон? ?чт?говори?по этом?поводу официальная наук? Попробуе?приоткрыть завесу тайн? используя ?качестве источников книг?? Задубовско??Научны?архи?Этнокультурног?центра «За?на» ? ? Шилово ?занско?област?
?наст?ще?время есть наук? которая изучае?вс? чт?связано ?колоколами, включая их воздействи?на физиологию ?психик?человека. Эт?nbsp; наук?– кампанолог?. Кампан?– област??Италии, гд? по официально?версии, появился первый ?христианстве колоко?
Учёные ?медики вс?чаще обращают? ?исследованию целительны?свойст?колокольного звон? скрупулёзн?изучаю?народные поверья, сказки, легенд? гд?говорится ?чудесных исцеления?от различного рода заболевани? проводя?лабораторные исследован? вл?ния звук?колокола на организм человека, на бактерии ?вирусы.
Современная наук?подтверждает справедливость старинно?веры ?целебные свойства колокольного звон? ?НИ?экологии человека ?гигиен?окружающей сред?им. ? ? Сысина было установлен? чт?ультразвук?(свыш?20 кГ?, которы?издают колокола, способны очищат?воздух от вредны?бактерий, та?ка?частот?колебани?этих звуков разрушае?болезнетворную микрофлору.
?Институт?литосфер? ?лаборатори?биосферных явлений изучал?церков? её атрибуты ?духовные ритуал??точк?зрен? энергетики.
За время работы лаборатория собрал??обработала мног?фактического материал? Выводы были поро?просто невероятным? но основывались он?на конкретных фактах.
Во?один красноречивы?пример: учёные выяснил? чт?во время пасхальног?богослужен? крес? установленны?на куполе православной церкви, излучает вниз, на прихожан, пото?энерги?огромной силы. Её регистрировали специальны?датчик?измерительны?приборов, которы?были подсоединены ?кресту. По мнению руководите? лаборатори? русского учёног?– эколог? доктор?биологически?наук, специалист?по квантово?механике ? ? Шипунова, крес?выполняет функци?«переизлучате?» космическо?энерги? котору?принимае??концентрируе?купо? Колокольны?звон распростра?ет эт?энерги??атмосфер? создав? вокруг храм?целительну?ауру.
Учёные установили такж? чт?колокола «работают» ка?генераторы энерги??ультразвуковом диапазон??разрушаю?болезнетворную сред? Оказалос? чт?колокольны?звон обезвреживае?вирусы гриппа, желтух??другие инфекции. Ег?не выдерживае?молеку?рн? структур?болезнетворных микробов. Если ?комнат?повесить даже маленьки?колокола, то их звон превращает вирусы ?кристаллически?структур? ?он?не несу?уж?никако?заразы. (Очен?полезн? информац? ?нынешних условия?. Велико воздействи?звук?колоколо??на душевное сост?ни?человека, ег?психик? Многие современны?врач?практикуют лечени?психически?заболевани?пр?помощи колокольного звон?
Вера ?таинственную силу, заключённу??церковно?колоколе, досталас?на??наследство от предко? ?давних времён ?народе бытует мнение, чт?колокольны?звон отго?ет нечистую силу, злых духо? которы?та??норо??навредит?человеку ?животным. Недаро?старинны?женски?костюм (праздничны? об?довы? та?обильн?украшался металлическими шумовыми подвесками ?виде бубенчиков, колокольчико? Колокольчи?вешали на ше?корове – кормилиц? на дугу запряжённой тройки лошаде?
Да ??лечебных свойства?колоколо?люди прекрасн?знал? Старинны?лечебник гласит: «Лучшее средство для снятия порч?– колокольны?звон». Словом «порч?raquo; ?древни?времен?называли различны?недуги (?физические, ?психически?, ? стал?быть, «сняти?порч?raquo; - эт?не чт?иное, ка?лечени?болезней.
Мног?веко?наза?наши предки знал? против какого «морового поветр?» (по-нынешнем? эпидемии) нужн?круглосуточн?«клепат?raquo; ?колокола определённог?тембра, пока не сгинет эт?напаст?
?наше?местност?большо?значение придавалос?четвергово?церковно?службе (на Чистый четвер?, точнее – двенадцати звонам, которы?сопровождали её (по числ?апостоло?– учеников Христа). ?селе Юшта, например, советовали на каждый звон умываться: эт?должно было предохранить от 12 лихорадо?(болезней). ??деревн?Уш?«испуганных дете?подымали ?пря?по?колоко? на Пасх?raquo;.
?русски?вообще было ?обыкновени?«водить по?колокола» (? ? ставит?по?колоко?на колокольне) дете??взрослых пр?испуге, лихорадк??других болезня? та?же поступал???кликушам? поскольк?бесы, одолевающи?их, якобы не выно??колокольного звон? Но именно пасхальный звон бы?особенно попу?рным сред?праздничны?звонов. Об этом говори?известны?исследовател?? ? Афанасье? которы?на основе многолетни?наблюдений сделал выво? чт?колокольны?звон действительн?обладает целебным свойство? «?народе ве?? чт?лучшим лечебным средство?от головных боле??боли ?рука?являет? колокольны?звон, - писа?он. – Очен?полезн?от этих недуго?собственноручн?звонит??колокола, особенно на свято?неделе».
Об этом же рассказывали ?жители нашего Шиловского района. ?иных деревня??сёла?на колокольню «лазили звонит?raquo; ?основном мужчин?(? Санско? ил?ре?та. «Лазили ре?та сю неделю на колокольню ??колокола звонил?raquo; (? Копаново). «Ре?та лазили на Пасх?на колокольню ?звонил?raquo; (? Мышц?. «На Пасх?ре?та целу?неделю лазили на колокольню» (? Константинов?
Но ?большинств?мест ?колокола звонил?вс?желающие. «На Пасх??колокола звонил? кт?хоче? ?сама лазила» (? Бортниково). «На Пасх?залазили на колокольню, звонил? кт?во чт?горазд. Лазили ?больши??маленьки?raquo; (? Инякино). «Звонил??колокола сами прихожан? целу?неделю, - эт?когд?обед? кончит?. Эт?Пасхальный перезвон» (? Желудёво). ?ещ??сёла?Терехово, Ерахту? Новосёлк? Борово? Увя? Федовеев?Пустын? Свинчу?– да разв?вс?перечислиш?
До си?по?считается, чт?колоко?чудесным образо?связа?со святыми силами ?людскими душами, он буди?земл??небо. ?многочисленных легендах колоко?са?собо?звонит пере?несчастьем. «Самозвон» (бе?участия человека) – эт?предупреждение для люде??приближающей? беде.
Множеств?легенд сложен??народе ??затонувших колокола? ?некоторы?из ни?колокола самост?тельно «уходя?raquo; по?воду пере?нападением врагов (чтоб?супостат?не могл?осквернить святыню), ?других делают эт??знак божьег?наказания за грех?человеческие, ?третьи?«проваливаются» по?воду вместе ?целыми селениями, уводя за собо?люде?«?лучшую жизн?raquo;. Подобные предан? есть ?культуре разных славянски?народо? ?сёла?Тимошкин??Терехово Шиловского района были записаны, например, таки?легенд?
ЛЕГЕНД??СВЯТОМ ОЗЕР?
Недалеко от Тимошкин?nbsp; располагается озер?Свято? Пр?него рассказывали, чт?когд?то на этом мест?холм бы? ?на нё?ст?ла церков?
Люди тимошкинские всегда колдовство?славилис? ?грехах, значит, прозябали. Больше всех ?колдовство ударил? батюшк?– ну Бо?то осерча??nbsp; реши?покарать ег? Ночь?наслал молнию – он?ударил??церкву, земля разверзлас? ?ушла церков?вся ?яму. Утро?глянули люди – ?церкви не? только озер? Вода ?нё?святая. Мужики говорили, чт?слышал? ка?колокола звоня?nbsp; пере?ненастье? Когд?нефт?то ?Тимошкин?горела (1964 ?), та?пере?этим комсомольц?зацепились за крес?верёвкой, хотели ег?выволочить, да не смогли – он? церков?то глубже ушла...
?ТЕРЕХОВСКО?ЦЕРКВИ.
?селе Терехово, вниз? по?Городком, когд?то ст?ла церков? По?её схлестнулся ?разбойниками, ?ка?только како?то купе?проезжал по дороге (?чере?Терехово шл?дорога на Касимо??на Ижевское), он обязательно сварачивал ?церков?помолить?. Батюшк?дава?условный знак разбойника? ?те грабил? Однажд?дорого?проезжал очен?молитвенны?купе?со свое?дочерь? Помолившис?Богу ?церкви, он?отправилис??путь ? конечн? были встречен?разбойниками. Несмот? на мольбы дочери, разбойники изнасиловали её ?убил?на глазах умирающего отца, которы??самы?последни?момент услыша? ка?атаман назвал батюшкин?имя. Он об?всём дагадался ?прок??этог?священник? Едва только было произнесен?прок?ть? ка?земля расступилась, ?на мест?церкви образовалось Чудино озер? ?Чудино, потому чт?церков?называлась Чуденская, мо? мног?чуде??не?происходил? ?те?по?пере?каки?нибудь несчастьем ил?войной люди слышат, ка??озер?звоня?колокола утонувше?церкви. Иногда рыбаки зацепляют сеть?за крес?
Ушли ?прошло?многие традиции, связанные ?колоколами, ?мы уж?не «лази?raquo; на колокольню на свято?неделе, не ставим испуганных дете?по?колокола ?не умываемся по?колокольны?звон ?Чистый Четвер? Но, ка???прежни?времен?колокола защищают на? врачую?наше тело ?просветляют душу.
Лесников?? ?
Церкви Шиловского района ?занско?област?/strong>
Церков?Нерукотворного Спас? ? Борк?/p>
Церков?Успения Прес?то?Богородицы. ? ? Шилово
Колоколь? ?? Салаур (ныне разрушенная)
|
Мысл?экскурсовода |
История нашего кр?
Историки, написавшие учебники, прежде че?написать их, сами перечитали целу?гору книг, ?те книг??свою очеред?написали учёные, которы?не только записывали, но ?... откапывали истори?из пласто?земл? Таки?учёных называют - археолог? ??, исследовател?древност? ?nbsp;те, которы? узнают ?жизн?люде? раскрывают их духовный ми?nbsp;- называют? этнографам?/span>
?nbsp;наше?Краеведческо?музе?вы видели многочисленные предметы быта, оруд? труд? одежду, оружие ?инструмент?
?ведь за каждым экспонатом стои?конкретный челове? которы?им пользовался... (прялк? топо? платье, ружь? соха...)
?за каждым человеко?скрывает? ег?ИСТОРИ?
Эт?- История ваши?прабабушек ?прадедушек, ваши?родителе?
Во?видите, ка?предметы старин?(артефакт? рассказывают на? сегодняшним, Истори?прошлого.
?ещ?Истори?можн?исследоват?по ... фотограф?? Загляните ?домашний альбом, сейчас ?на?есть время. Може?быть ва?захочется поговорить со своими дорогими людьми ?вы узнает? чт?то ново??свое?семь?
? конечн? История пишется буквальн??летопи?? дневника??письма?ил?SMS-ка?.. ил??ваши?чата?.. Да, да! Возможно ваши чаты когд?нибудь расскажу?вашу истори?(?ке?вы дружил? каку?музыку слушал? гд?вы были ?чт?видели).
История, чере?знание прошлого (ке?мы были),помогает по?ть наст?ще?nbsp;(кт?мы есть)?приготовиться ?nbsp;будущему (ке?мы може?стат?.
Расспросит?ваши?бабуше??дедуше?об их молодост??детств? пуст?он?достанут свои документ? фотографии, предметы, связанные ?ваше?семьёй. Собирайт?факт? записывайт?их ??ва?получится ваша История!
?из нескольких таки?истори?складывает? история посёлк?... ?всей страны.
|
БОГИНИ, ПРЯДУЩИЕ СУДЬБЫ. |
По?ти??боги?? прядущи?нить судьбы, есть ?разных народо? Недаро? богини, заведующие жизнью, смерть??судьбами люде? почитались нашими предками ?ка?покровительниц?женски?рабо?– прядения, ткачеств? ??наше? Шиловско?районе, по се?день ?па?ти народа сохраняют? поверья, представления ?боги??– пряха?
Матушк?Анге-Па??– древ?я боги? финн?– угорских этносо? живших ?наше?местност?ещ?до приход?сюда славя? да ?позж?соседствующи?со славянскими народами – почиталась ?ка?боги? плодород?, ?ка?покровительниц?родо??рожени? ?книг?? ? Петрухин?«Мифы финн?– угро?raquo; читаем: «Анге–Па??– покровительниц?женски?рабо? он??сама прядё?пряжу на небе – на серебряно?гребне золоты?веретено?raquo;.[2] ?дале? «Прядени?– одна из основных женски?рабо?– не случайно связана ?символикой рожден? ?наделения судьбо? гречески?мойр??скандинавски?норн? упомянуты?волшебны?девы эстонского фольклор?– вс?он?пряхи, прядущи?нити судьбы. Сама Богородица, ?которо?отождествляла Анге-Па??христианск? мордва, тоже пряла, когд??не?вдру?явился анге??Благовещение?raquo;.[2]
Мы вс??nbsp; детств?знаком??таки?персонажем, ка?Баба-Яг? Рассказы ?не? ка??мифологическом существе встречаются ??наше?местност? Даже ?сказка?её обра?весьма не прос? он??страшн?, ?зл?, но если её приветит? ?сове?даст ?поможе? Та?кт?же он?на само?деле? Ка?утверждают исследовател? Баба – Яг?– древ?я боги? жизн??смерти. Обра?её пришёл из северных областей России ?распространился повсеместн?именно благодаря сказка? Отголоском веровани??Яг? ка??богине – пряхе, можн?считат?эпизод?из разных сказок, гд?он?даёт геро?путеводный клубок ните? «…Волшебны?клубочек, символ всеобъемлющего ?всепреодолевающего знан?, которы?вручается сказочному геро??приводит ег??искомо?цели, оберег? от неверног?шага» - та?поэтично написа?об этом авто?статьи «Баба Яг?(ещ?один взгля?на возникновени?образа)».[3]
Крестьяна?нашего района издавн?известен ?обра?Бабк?Ко?ды. Даже Рождественский сочельни??наше?местност?назывался «ко?да», да ?об??ко?дования бы?распространё?повсеместн? ??некоторы?деревня??сёла?главны?событием этог?вечера бы?приход Ко?ды.
Ка?пише?авто?книг?«Народный календар?Шиловского кр?» ? ? Гаврилов: «Кт?такая Ко?да уж?никт?не помнит. По предположени?исследователей, когд?то ?древност?Ко?да была, скорее всег? богине?женского рукоделия, однако можн?предположить, чт?эт?божество судьбы, связанное ?рождение??смерть?raquo;.[1]
По местно?легенд? Ко?да весь го?сиди?на небе ?прядё?золоту?нить судьбы. ?только ра??году, накануне Рождеств? спускает? на земл? Для чего? Обратимся снов??«Народном?календар?raquo;: «Ка?правил? Ко?до??дились взрослые: «…шубу выворачивали, лицо саже?мазали, тряпкам?завешивали ил?хлопками» (? Ванчур). ?рука?Ко?да имел?палк?– клюк? ухва?ил?кочерг? чтоб?стучат?об по? бить непослушны??ленивы?дете? Чере?плеч?вешался кошель, ил?коро??клубками. Заходила Ко?да ?до??спрашивала, помогали ли дети матери: пряли ли девочк? мотали ли клубки, плел?ли ре?та лапт? Матери, ка?правил? показывали Ко?де заране?приготовленные клубки ?лапт? ведь ?противно?случае Ко?да могл?отхлестать нерадивого ребёнк?взаправдашни?образо?raquo;.[1]
Нить судьбы. Панн? Объёмн? аппликац?.
Сценка "Приход Ко?ды"
?то? чт?именно сп?дённ? нить, являлась ?старин?символом жизн??судьбы, гово???святочные гадания. Например, девушк?? Боро??Рождественский сочельни?«утро?запрядали особую нить – ворожили на жизн?свою: скольк?локтей бе?разрыв?буде?длиною та нить – стольк?ле??жизн?отведено. По узелка? утолщения??неровнос??на нити судили, како?го?чт?принесёт».[1]
?если одиночная нить – эт?судьба одного человека, то тканое полотн?– сплетени?множеств?суде? По сути – эт??есть на?ми? ?даже маленьки?лоскуток – эт?кусоче?мира. Ег?нель? просто та?выбросит? поскольк?ми?очен?хрупок, ег?надо беречь. Потому ?берегл?наши предки даже самы?маленьки?лоскутки, придав? им вторую жизн? Износилась одежда, из остатков полотн?можн?сшит?лоскутны?коврик ил?од?ло. Но эт?скорее внеш?я, хо?йственная сторон?дела. Лю??приходилос?быть рачительными, экономными, поскольк?на создание, например, того же полотн?нужн?было потратит?мног?времен??си?
?если заглянуть поглубже? Вся жизн?наши?предко?была пронизан?сакральность? любо?предме?быта имел не только утилитарно? но ?магическое значение. ?тогд?становит? по?тным, почему для наши?прабабушек любая женщин?– пряха ил?ткачих? творившая из бесформенной кудели целы?ми? вселенну?для свое?семь? уподоб?лась богине, почему даже маленьки?кусоче?холста бы?та?важе?для не?– хранительниц?очаг? ?немудрен? чт?эт?маленьки?лоскутки имел?тако?большо?значение: из ни?«крутил?raquo; об?довы?кукл??кукл?– оберег? им?девушк?украшали берёзк?на Семи? из лоскутко? собранны?по всем?селу, шили об?довы?костюм? ?? Тимошкин?Шиловского района до наши?дней сохранил? необычны?костюм Чамк? которы??былы?времен?использовался ?об?де Проводов Чамк?Русалк?(чере?неделю посл?Троицы).
Костюм Чамк?
?наши дн?изготовление ните??тканей, шить?одежды поставлено на промышленный пото? Но, ?счасть? сохраняют? ещ?мастериц?рукодельницы, которы?создаю?из маленьки?кусочков ткан?наст?щи?шедевр?
Лесников?? ?
ИСТОЧНИК?
1. Гаврилов ? ? Народный календар?Шиловского кр?. Этнографически?очерки. // Шилово, 2004 ?
2. Петрухин ? ? Мифы финн?– угро? – ?: Астрел? АС? Транзиткнига, 2005 ? (Мифы народо?мира).
3. Интернет: calipsyashci.livejournal.com
Экспонат?выставки лоскутного шитья. ЭК?"За?на"
|