Прилетал?на Русь птиц?вещая,
Птиц?вещая- диво-дивное:
Вся?перо её - цвет?радуги,
Всяка песня её -заповедн?
Пр?старинушку стародавню?
Пр?было?пр?nbsp; время прадедов?..
На высоко?берегу Ок? ?само?центре ?занско?област? расположил? посело?Шилово - цент?Шиловского муниципального района. Земля Шиловская изукрашена щедр?красотам?дивным? есть здес??реки быстроструйные, ?озер?глубокие, есть рощи веселы? гд?березк? словно девицы ?зелены?ситцевых сарафана? веду?хороводы вкру?по?? травам?изукрашенных…Есть здес??боры дремучие. Заповедные, гд?дубы, кряжистые словно богатыри, дремлю??жаркий июльский полден? да вспоминают молодост?свою - ле?та?за двести-триста до наши?дней…Помнит Шиловская земля ?сыно?свои?- сильномогучего богаты? Добрын??занича Злат Поя? погибшег??1232 году на Калк? ?Евпатия Львовича Коловрат? боярина ?занского, вступившег??неравный бо??ордо?Батыевой…Гордятся шиловц?академиком Измаилом Ивановичем Срезневски? филолого? этнографом ?археологом, чт?обре?вечный поко?на земл?предко? ?селе Срезнево.. По прав?считае?мы земляко?свои??поэт?Гумелева Николая Степанович? част?бывавшег??детски?годы ?деда своего ?селе Желудево…Не инач?ка?знаменитое стихотворени?Змей навеяно именно Шиловскими предан?ми ?легендам?hellip;Ну, ?знаменитый виноде?Ле?Сергееви?Голицы? чь?заводы до си?по?производя??Крым?шипучи?вина? Он владел село?Дубровко?- опять же ?Шиловско?районе…Мног?можн?говорить об истори?района, но ??наши дн?есть че?гордиться Шилову.Эт??краеведчески?музе??уникальной археологическо?коллекцией, эт??мы, Шиловски?районный этнокультурный цент?«За?на». На?цент?родился ?январ?1994 года ка?специализированное подразделени?Шиловского отдела культуры. ?задачу Центра входил?изучение, сохранение ?попу?ризация традиционной культуры района…?2017 году принято решени??реорганизаци?"За?ны" путе?присоединения ее ?краеведческому музе?Чт?получится из этог?эксперимента-пока сказат?трудно,поживе?- увидим.
УЗЕЛОК НА СЧАСТЬ?/b> |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Вложение: 13385987_uzelok_na_schaste.pptx
|
ПАМЯТИ ВАСИЛИ?МИХАЙЛОВИЧ?ФОМИНА |
|
ПОЗДРАВЛЯЕ?/b> |
ДОРОГИ?ДРУЗЬЯ! Поздравляем всех, кт?неравнодушен ?родной традиционной культуре ?ДНЕМ ЭТНОГРАФ?
|
ПЕТРОВКИ. |
|
«КАШ??КОРМИЛИЦ?НАША?/b> |
26 ию? по ? ст. (13 ию? – по старом? православн? церков?отмечает день па?ти свято?мученицы Акилин? Согласно Жити? святая Акилин?жила ?3 веке (во время правления императора Диоклетиан? ?финикийско?городе Библ? Уж?12 ле?от роду он?стал?не просто христианко? но ?страстно?проповеднице?Христова учен?. По доносу слуг?наместника Волусиан?была схвачена ?посл?долгих мучени?казнен? Произошл?эт??293 ?
День свято?Акилин? ил?Акулин? ка?нарекл?её русски?крестьянк?на свой ла? по времен?совпадае??посевами гречих? ?потому ?день этот ?народном календар?именуется Акулиной – гречишнице? ?некоторы?местах России (например, ?Курско?гу?) ?старин??этот день отмечали «праздник ка?raquo;: варили «мирску?кашу» из остатков прошлогодней гречки.
Васили?Юдин, авто?книг?«Дн?величальны? Страницы народног?христианског?календаря» отмечает, чт?«?конц?19 века гречих?возделывал???тиде?ти губерн??России. Он?давала 1/5 част?зерновых культу?raquo;. Недаро??народе говорили: «Гречневая каша – матушк?наша, ?хлебец ржаной – отец на?родной».
?наше?местност?гречих?тоже выращивалась, но ?горазд?меньше?количестве, че?другие зерновые культуры. ?ничего удивительног? ведь гречих?очен?нежное ?прихотливо?растение, не каждый климат ей подходит. ?на?же само?распространённой была пшённая каша. Из пшен?варили не только густую, наваристую, но ?очен?жидкую кашу – куле? Любили сельчане ?пшённы?блин? Например, ?селе Тырнов?на масленично?неделе блин?«сперва пекл?гречневы?(до четверга), ??четверга пекл?пшенны?raquo;. Именно ?четверга, ?гд?то со сред? по словам многих старожилов Шиловского района, начиналась «наст?щая» Маслениц?
?пуст??на??день Акулин?– гречишницы не отмечался «праздник ка?raquo; ?не устраивалась, ка??других местах, «мирская каша» из гречнево?круп? но мы посчитал?этот праздник достаточны?поводо? чтоб?предложить вашему вниманию разработанну??ЭК?«За?на» программ?по?название?«Каша – кормилиц?наша». Эт?программ?мы показывали уж?нескольк?ра?посетите??разных возрасто?(?взрослым, ?де??. Возможно, вы тоже узнает?чт?то ново??необычно?об этой, казалось бы, тако?просто??неприхотливо?nbsp; пище.
«КАША – КОРМИЛИЦ?НАША»
ХОЗЯЙК?/strong>: Здравствуйте, гост?nbsp; дороги? Милост?прош?ва??Горниц? Проходит? не стес?йтес? поудобне?располагайтесь. ?Горниц?nbsp; ?nbsp; ме? добр?всякого видимо-невидимо: ?стол? ?скамейки, ?сундук?старинны? ?посуда всякая. ?чего не хватае? Загада?ка я ва?загадк? ?вы догадайтес? ?чё?я говорю.
Чт?за звер?
?зиму ес? ?лето?спит,
Тело тёплое, ?кров?не?
Сест?на него ?дешь, ??мест?те? не свезёт. (ПЕЧЬ)
Печк?матушк??прошлы?времен?всех люде?кормил?да согревал? ведь вс?ед?раньше именно ?печи готовили. ?некоторы?изба?печк?располагалас??соседней комнат??горницей, ка??на? но такж?хорошо обеспечивала избу теплом.
?теперь скажит?ка мн? кт??семь?раньше ед?готови? Правильн? женщин? хо?юшка. Пора бы ?на?хо?юшку выбрат? (Просит девоче?встать, ?помощь?считалки выбирает хо?йк? на?жает её ?старинну?одежду, сажает ?Красны?угол).
Скажит? ?чт?именно готовили хо?юшки ?былы?времен? (Ответы) На ум сраз?приходит поговорк? «Щи да каша – пища наша». Но на само?деле ??старин?было большо?разнообразие блюд, ?не только ?города? но ??сельской местност? Даже, казалось бы, самая простая ед?– каша, была не тако?уж ?просто? Во?именно ?каше мы сегодня ?поговори?
(Мечтательн?/em>) Каша… вкусная, наварист?, душист?… Та??хочется взять ложк??hellip; Но сначал?её нужн?сварит? Ну, чт? поработаем? По-наст?щему варить кашу мы, конечн? не буде? ?наше?горниц?просто не?для этог?возможност? Но во?подготовиться ?варк?мы може?
Итак, во-первых, на?надо решить, каки?продукты нужн?для каши. Для этог?ва?придёт? отгадать мо?трудны?загадк?пр?продукты.
ЗАГАДК?ПР?ПРОДУКТЫ:
1. ?бе?ка?снег,
?чест??всех,
?нравлюсь ва?
Да во вред зуба?nbsp; (саха?/em>).
2. Ме? одну не едя? ?бе?ме?мало едя?nbsp; (соль).
3. Бело? да не вода,
Сладко? да не мё?
От рогатого беру ?деточкам да?nbsp; (молоко).
4. Чт?всегда поверх воды? (Масл?/em>)
5. Чего во рт?не удержишь? (Ки?то?/em>)
Ну, хорошо, ?продуктами разобралис? Вода, молоко, соль, саха? масл?– эт?вс?по?тн? Но самы?главны?продукто?для каши вс?таки являет? круп? ?из чего делают круп? (Ответы) Одни?словом, из зерн? Но ведь зерн?то разным бывает. Эт??пшениц? ?рожь, ?прос? ?овёс, ?ячмен? ?ри? ?гречих? Но вс?ли эт?виды зерн?подходя?для каши? ?какая круп?получает?, скажем, из овса ил?из пшениц? Да, непросто?вопрос. Попробуе?сейчас во всём этом разобраться.
Итак, следующе?задани?буде?выполнять группами. Надо поделить? на 6 команд. Каждой команд?я да?картинку ?изображением зерновой культуры. Вс?картинки подписан? Здес?есть пшениц? ри? прос? гречих? ячмен? овёс. Из?рж?раньше тоже делали круп? ?варили из не?кашу, но ?наше время таку?круп?не продаю? ?кашу ржаную мы не вари? Поэтом?картинки ?изображением рж?не? (Раздаё?картинки)
(Ставит на стол?пере?детьми чашк??крупам?/em>) ?теперь посмотрите на стол, здес?ст??плошки ?крупой из разног?зерн? Задача каждой команд? выбрат?только ту круп? котору?делают из зерн?на ваше?картинке. (Дети выбирают круп? пото?вс?вместе проверяют)
Пшениц?– манк?
Ячмень – перловка;
Овёс – ов?нк? Геркулес;
Ри?– ри?
Гречих?– гречка;
Прос?– пшен?
?наше?местност??старин?варили кашу из разных круп, но само?распространённой была пшённая каша. Причём варили её ка?из цельного пшен? та??из толчёног? Из толчёног?пшен??каша получает? боле??гк?, пышн?. Ещ?из такого пшен?варили куле? Знаете, чт?эт?тако? Куле?– эт?тоже каша, только очен?жидк?. ??чё?пшен?толкли? Правильн? ?специально?ступке, ?если нужн?было мног?пшен? то ??большо?ступ? ?че?толкли? Пестом, пестиком (показывает ступку ?пестиком). ?сейчас задани?для наше?хо?юшки – потолочь ?ступке пшен?для каши.
(Хо?йк?толчёт пшен?. ?чтоб?остальны?не скучал? вспомним пословиц??поговорк??каше. Каку?мы уж?называли? «Щи да каша – пища наша». Сейчас я раздам ва?карточки ?окончанием пословиц ?поговоро??каше. Сама буду зачитывать начало, ?вы должны найт?окончани??громко ?отчётлив?прочитат?ег?
ПОГОВОРК?
Каша – кормилиц?наша
Бе?каши обед не ?обед
Хороша кашк?- да мала чашк?/strong>
Кашу маслом не испортиш?
Кашк?сладеньк?- да махотк?маленька
Крупинка за крупинко?го?ет? ?дубинкой
Не поесть кашк?из пустой чашк?/strong>
Гречнева каша - кормилиц?наша, ?хлеб ржаной, чт?батюшк?родной
Молодц? Проверим теперь, ка?хо?юшка наша справилась со свое?нелегкой работо? Чт?? хорошо пшен?потолкла, каша ?гк? да пышн? получится.
Та? продукты готовы. Ну, ?чт?за че?класть, ?како?последовательности, знаете? Оказывается, если сначал?налить воду ил?молоко, ?только когд?он?заки?? засыпать круп? то получится рассыпчатая каша. ?если круп?nbsp; сраз??холодную воду положить ?пото?поставит?на огон? то получится каша «размаз?». На само?деле, эт?просто название тако?смешно? но каша тоже очен?вкусная, только круп?сильне?разваривается, получает? боле?однородной. Кому ка?больше нравит?.
Надо бы на?теперь решить,
?како?посуде кашу варить.
Сейчас-то мы ?кастрюле вари? ?раньше? Да ?старин?была друг? посуда: глиняная, чугунн?, дере?нн?. (Выстав?ет на стол горшок, крынку, чугуно? чашк? сковород? махотк?/em>) Ну-ка поглядите на мо?посуду. Какая подойдёт для варк?каши? Мы сейчас ?вами поговорк?вспоминали. ?та?была такая: «Кашк?сладеньк?– да махотк?маленька». Оказывается, махотк?– эт?маленьки?глиняны?горшочек. ?именно ?таки?горшочка?варили молочную сладку?кашу для самы?маленьки?дето? ?когд?дети подрастали, он?уж?вместе со взрослым?ел?кашу, сваренну?на воде ?большо?глиняно?горшке ил?чугунк?(показывает). Но ?эт?каша была очен?вкусно? её сначал?варили, ?пото?оставляли ?печи потомить?. ?каша получалась ?гкой, ароматно?
Ну, во? врод?бы вс?для варк?каши приготовил? ?продукты, ?посуду. ?обще? поработали на слав? Можн??поиграть. Но игра наша тоже буде?пр?кашу. ?называет? он?«Чи-чи-чи, сорока». Знаете таку?детску?потешк? Запоминайт?слов?
Чи-чи-чи сорока белобока
Кашк?варила, дето?кормил?
Этом?дала, этом?дала, этом?дала, ?этом?не дала:
Он дров не руби?
Воды не носи?
Печь не топи?hellip;
Колоде? колоде? студён? водица.
Итак, мы буде?вс?вместе повторять слов?потешк??одновременно передавать друг друг?чугуно??ложк? Но сначал?каждый должен «попробоват?raquo; ложечк?каши, ?только пото?передать чугуно??до?си?щему. Следующи?тоже пробуе??передаёт дальше. То? ?кого чугуно?окажет? ?рука?на последне?слов?потешк? отдаёт фант – каку?нибудь вещичк? ?пото?мы эт?фант?разыграе?
(Игра проводит? 4-5 ра? Фант?собирают? ?корзинку ил?чашк? Для разыгрыван? фантов ведущая вызывает одного ребёнк?
Ты будешь достават?по одно?вещи ?спрашивать: «Чт?сделат?этом?фант?» ?я буду задавать вопрос? Если вы были внимательн?сегодня, то легк?на ни?ответите.
ВОПРОС?
1. Из какого зерн?делают пшен? (Прос?
2. Законч?поговорк? кашу маслом…(не испортиш?
3. Ка?называет? маленьки?горшочек, ?которо?варили кашу для дете? (Махотк?
4. Чт?тако?куле?
5. ?чё??че?наша хо?юшка сегодня толкла пшен? (?ступ?пестом).
6. Какая каша получится, если круп??ки?ще?молоко засыпать? (Рассыпчатая)
Ну, во? ?поработали, ?поиграли. Да вс??чего-то не хватае? Може? пора каше?угостить?? ?то ?вашему приход?готовилась: каши заране?наварила. (Помощниц?заноси?горшок ?каше? хо?йк?раскладывает кашу ?чашк? раздаё?де?? Раньше ?крестьянски?семья?было принято есть из одно?посудины. Во?семья, бывало, ?де?вокруг стол? (?некоторы?сёла?дете?сажали за отдельны?стол), хо?йк?поставит на стол чугуно??каше?ил?другой едой, ?вс?по очеред?зачёрпываю?ед?из чугунк?свое?ложкой. Ложк??каждог?св? была. Ну, ?уж когд?гост?приходил? то всем ставил?отдельны?чашк?
УГОЩЕНИЕ КАШЕ?/strong>
Во?теперь, кажется, вс? Запомнил? из чего ?ка?кашу ва?? Тогд? до свидан?, ?не забудьте кашу дома сварит?
Для школьников
Для маленьки?дете??их родителе?/strong>
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИ?ДЛ?НАШИ?МАЛЕНЬКИ? ДРУЗЕЙ. |
Уважаемы?родители дете?- дошкольников, ране??наше?Дневнике мы уж?предлагали за?ти?для ваши?дете?– раскрасить матрёшек. ?теперь НОВЫ?ЗАДАНИ? которы?можн?объединить ?одну тему – устное народное творчество. Помогите, пожалуйста, прочитат?де??потешк? поговорк??пословиц? загадать загадк? если он?сами пока не умею?читать. ?ответы-подсказк? которы?вы найдёт?посл?всех задани? приберегит?на самы?крайни?случай.
Ну, ?теперь мы обращаем? ?наши?юным друз??- те? кт?ещ?не ходи??школ? но уж?знае?мног?сказок, потеше? поговоро? умее?сравнивать картинки ?отгадывать загадк?– эт?непросты?задания для ва? ?наше?клуб?«Жили-были», которы?работает ?отделе «За?на» Шиловского «Музейног?комплекс?raquo; не бывает лёгких задани? но участник?клуб?– дети из подготовительной группы Детского сада ?4 ? ? Шилово очен?старательные ?любознательные, поэтом?справляют? даже ?самыми трудными из ни? Попробуйте ?вы!
Итак, ЗАДАНИ??1: Посмотрите, пожалуйста, на эт?лоскутны?панн? сшитые сотрудниками Центра «За?на» для разных выставок.
На первом панн?показаны фрагмент?из сказок. Угадайте, из каки?
?теперь прочитайте потешк? прибаутк? колыбельны?песенк??подберит??ни?нужные картинки со второг?/em> панн? Но будьте внимательн? ?картинка?подходя?только тр?потешк? ?одна – лишняя. Найдит?лишнюю потешк??нарисуйт??не?свою картинку.
1. Пошл?кошк?за водице?–
Не сумела напить?,
?сумела ?колоде?свалиться.
Ко?за ух?кошк?/p>
Вы?гива?понемножку:
- Обсыха? сиди,
?се? приход?
?кошечк?плачет:
- Дружочек,
?колодц?остался платочек,
Единственный мо?платочек!
2. Уж ты, котинька-кото?
Полосатеньки?хвосто?
Приход??на?ночевать,
Нашу деточк?качать.
?тебе-то ли, коту,
За работу заплач?
Да?кувшин молока
Да кусо?пирога.
3. Ходи?ко?по лавочк?
Води?кошк?за лапочк?
Топы, топы по лавочк?
Цапы, цапы за лапочк?
4. Сегодня день целы?/p>
Вс?звер??дела:
Лисичк?сестричк?/p>
Шубк?подшивае?
Се?медвед?
Старый де?
Сапо?подбивае?
?сорока-белобока
Муше?отго?ет.
Медведиц?Маша
Вари?де??кашу.
Зайчих?по?елко?/p>
Мете?метелкой.
Кошк?лыки дере?
Коту лапотк?плетет.
По болоту босико?/p>
Кули?ходи??посошком.
ЗАДАНИ??2: ?теперь, ре?тк? отгадайт?ка загадк? да не просты? ?пр?старинны?предметы ?найдит?эт?предметы на фотограф?? ?снов?ВНИМАНИЕ: фотографий больше, че?загадо? надо выбрат?только правильные.
1. Рога? ?не бы?
Хватае? ?не сы?
Лю??отдаёт,
?са?на отды?идёт.
2. Че?больше верчус? те?больше толсте?
3. Чёрный конь
Скачет ?огон?
4. Дуйся, не дуйся,
Чере?голову суйся,
Попляши день-деньской
?пойдёш?на поко?
5. Гладит вс? чего касает?,
?дотронешься – кусает?.
фото 1 фото 2 фото 3 фото 4
фото 5 фото 6 фото 7 фото 8
ЗАДАНИ??3: Оказывается, даже пословиц? поговорк? считалки ?скороговорки тоже можн?превратить ?увлекательны?загадк? Не верите? Тогд? смотрите ?удив?йтес? но не забудьте ещ??задани?выполнит?
Итак, некоторы?слов?– назван? предмето?заменены здес?фотограф?ми, на которы?есть эт?предметы. Ваша задача прочитат?пословиц? считалку ил?скороговорку, замени?фотографию правильным словом.
1. Хороша … ?обед?(поговорк?/em>).
2. На балкон??…
Выросл?цветочки:
Красны? сини? голубо?–
Выбира?себе любо?(считалка).
3. … - всем?голова (пословиц?/em>).
4. На двор?трав?
На трав?– …:
Ра?…, дв?…, тр?… (скороговорка).
5. Хороша кашк? да мала … (поговорк?/em>).
фото 1 фото 2 фото 3
фото 4 фото 5
ОТВЕТЫ – ПОДСКАЗК?
Задани??1.
1-?панн?
- сверху сказка «Заюшкина избушк?raquo;. Помнит? «Ку-ка-ре-ку! Ид?на ?та? несу косу на плечах, хочу лису посечи. Слезай, лиса, ?печи. Поди, лиса, во?»;
- посередине сказка «Петушо??бобово?зёрнышко»: ?то? ка?петушо?подавился бобовы?зёрнышко? ?курочк?ег?спасал?
- сниз?сказка «Колосо?raquo;: ?трудолюбивом петушк??весёлы? но очен?ленивы?мышата?
2-?панн?
1 – левая верх?я картинка;
2 – прав? нижняя;
3 – лишняя (?не?нужн?нарисовать свою правильную картинку);
4 - прав? верх?я.
Задани??2:
1 – ухва?ил?рога?(фото 6)
2 – веретено (фото 4)
3 – кочерг?(фото 1)
4 – рубаха (фото 8)
5 – утюг (фото 2)
Лишние фотографии: сундучок (фото 3), клубок нито?(фото 5), самова?(фото 7).
Задани??3:
1. Хороша ложк??обед?(поговорк?/em>) – фото 3.
2. На балкон??бочк?/p>
Выросл?цветочки:
Красны? сини? голубо?–
Выбира?себе любо?(считалка) – фото 5.
3. Хлеб - всем?голова (пословиц?/em>) – фото 1.
4. На двор?трав?
На трав?– дров?
Ра?дров? дв?дров? тр?дров?(скороговорка) – фото 2.
5. Хороша кашк? да мала чашк?(поговорк?/em>) - фото 4.
До новы?встреч!
Руководитель клуб?«Жили-были» Лесников?Наталья.
|
НИКОЛА ВЕШНИЙ |
9 мая по ст. стил? 22 мая по новому, отмечает? день Николы вешнег? Никола?nbsp; угодни?являет?, пожалу? самы?любимы?святы?на земл?русско? Из далекого прошлого дошл?до на?сведен? ?Никола? Родился он ?Лики??зажиточной семь?окол?260 года. ?самого детств?Никола?совершал чудеса. Та?во время крещен?, будучи младенце? он простоя?на нога?тр?часа. ?юношеств?во время путешествия по морю, укроти?бурю, воскреси?умершего матрос? ?истори?христианства Никола?вошё?ка?архиеписко?Мирликийский. Однако только ?11 веке он стал почитать? ка?свято?
9 мая по старом?стил?1087 года мощи Николая Мирликийског?были перенесены из ? Миры ?? Бари. Именно этом?событи??посвящё?праздник, называемый ?народе Никола вешний (ил?летний).
?восточнославянско?традиции куль?Николы по значимости приближает? ?почитани?самого Бога - Христа. По народным верования?славя? Никола — «старши?raquo; сред?святы? ?даже може?сменит?на престоле Бога. Подобное представлени? по свидетельств?иностранце??17 веке было ?всех крестья?России.
?потому не удивительн? чт?церков?святого Николая Чудотворца возникла чуть ли не само?первой. Уж??882 ?, боле?че?за 100 ле?до крещен? Руси, ?Киев?существова?храм святого Николая. ?Шиловско?районе ?чест?этог?святого были назван?церкви ?? Березово, ? Ерахту? ? Мыщц? ныне существующие храм?? Задубровье ?? Дубровка.
Во многих сёла?района дн?почитания святого Николая были престольными, ил? ка?говорили ?старин? «козырным?raquo; праздникам? ?сёла?Увя? Мышц? ?сс?- сраз?дв?праздник? ?вешний, ?зимний. ??? Юшта ?Задубровье – только вешний (летний). Этот день считал? гостевым: ?? Юшта «?гост?друг ?друг?ходили», ??Задубровье гост?приезжал?«?других сё?raquo;.
Хо? ?наше?местност?каки?либо об?ды, связанные ?Николаем, не сохранилис? праздник этот отмечает? повсюд? Ка???любому праздник? ?Николину дн?хо?йк?готовились заране? ?? Увя?«Вс?пекл? готовились... Престольны?праздник, вс?собирают?. На улиц?выхо?ть, песн? поют?raquo;. «На Николу не занимались никакими делами» (? Ново-Ершово).
?народе думали, чт?«?Николина дня трав?начинает хорошо раст?raquo; (? Шилово). Для крестья?эт?было очен?важн? потому чт?появлялась возможност?лошаде??скот перевест?на подножны?корм. Не зря на тему «никольской трав?raquo; ?народе сложилос?мног?примет ?поговоро?
?году дв?Николы: один травны? другой морозный.
Егорий ?теплом, ?Никола ?кормом.
Егорий ?водо? Никола ?травой.
Не хвалис?на Егор? посево? ?хвалис?на Николу травой.
Но надо было ??запасе сена на зиму позаботить?. Именно ?Николина дня «заказывали» луга, ?? на межа?втыкал??земл?ветк??прут?. ?? Боро?Шиловского района ставит?меты, возбра?ющие на будущи?сенокоса?паст?скот, ?луга ходили старик?
Во многих местах весенний Никола считается покровителем лошаде? «Никола зимний лошадь на двор загони? Вешний — откормит», - говорили ?народе. Но ?наше?районе лишь одна жительница ? Тырнов?(1900 ? ?) рассказала ?детско?игре, ?котору?играли «когд?он?была маленько?raquo;, ?nbsp; которая може?говорить ?связи Николы ?ко?ми: «На Николу Вешнег?ре?тишк??дились ?ко?: двое покрывалис?попоно??держал?ухва??привязанным берёзовы?венико?
Пели:
Тарара, тарару,
Кони ходю?по двор?
Копылк?точёны?
Подков?золочёны?hellip;»
Яв?ет? ли эт?игра отголоском боле?древни?повери? ил?же он?была привезен?каки?либо служивым человеко? приехавшим ?село из другой местност?– доподлинно не известно. Информацию об этой игре никт?из жителе?села больше не подтвердил.
Весьма необычны?было представлени??свято??жителе?? Юшта: «Николу праздную?2 раза: один Никола?Угодни? ?один чудотворец». Откуда появилось тако?представлени? сказат?трудно. Однако, по утверждени?современны?исследователей, обра?святите? Николая не та?уж прос? ка?кажется на первый взгля? он вобрал ?се? факт?из жизн?сраз?двух люде? Оказывается, ?Лики?жили дв?священник??именем Никола? первый ?3-4 века?? ? ?городе Миры, но он не мо?быть архиепископо? потому чт?эт?должност?была введен?уж?посл?ег?смерти; ?во?второй - Никола?из ? Пина?- действительн?бы?архиепископо? но жи?он ?6 веке ? ? ?именно ег?родителе?звал?Нонн??Феофан (эт?имен?родителе?назван??Жити?святого Николая). Во?та?чудесным образо? дв?человека слилис??народной па?ти ?одного святого – Николая чудотворца. ? кром?того, на обра?христианског?святого перешл?многие качества древни?(языческих) бого?
?сложност??богатств?образа говори??то?факт, чт? по мнению народа, свято?Никола? выполняет множеств?разных функци? Во?чт?пише?об этом ? ? Коринфский ?свое?книг?«Народн? Русь»: «??велико?почете на Руси св. угодни?Божи?Никола?Чудотворец слывущий за «Николу-Милостивог?raquo;, покровителя море??поле? за крепку?защиту мужика-хлебороб? за гроз?всяко?нечист? утес?ющей ?бе?того тесную жизн?паха?. Этот добрый, но строги?старец, по прихотливо?воле слагателей быле?небыле? восприя?на се? многие черт?могучего былинног?богаты? Микулы-свет?Се?ниновича. Он примиряет враждующих, связует союз?вековечные… «Микола» являет? «святителе? мо??проходителем, земля?исповедником».
«Никола милостливы?raquo; - говорили ?свято??? Занино – Починк? «Никола?угодни?— помощник на?всем» (? Бортниково).
?на?на Руси ?незапа?тных времён слывёт Никола ?народе «морски?raquo; ?«мокрым» не только потому, чт?ег?молитв?спасае?плавающи?по вода? но ?оттого ещ? чт?он держит ?свое?властной руке вс?воды подземны? Влаг? подним?сь ?виде испарени??снов?падая на земл?дождём, ?некоторы?местностя?признаёт? даро?св. Николая народу – землепашцу.
?народе существует любопытный сказ ?состязани?Николы-угодника ?Ильё?громовнико? записанный ? ?Афанасьевы??«Поэтически?воззрения?славя?на природ?raquo;:
«Жи?бы?мужи? Николи?день завсегда почита? ??Ильи?не?не? да ?работать станет; Николе-угоднику ?молебе?отслужит, ?свеч?поставит, ?пр?Илью-пророк??думать забы? Во?ра?ка?то идёт Ил? – пророк ?Николо?поле?этог?самого мужика, идут он?да смот??– на ниве зеле? ст??таки?славны? чт?душа не нарадует?. «Во?буде?урожай, та?урожай!»- говори?Никола. - «?во?посмотри?» - отвечает Ил?: «Ка?спал?я молние? ка?выбь?градом вс?поле, та?буде?мужи?правду знат?да Ильи?день почитать!» Поспорил??разошлис??разные сторон? Никола-угодни?сейчас ?мужику: «Продай, - говори? - скорее ильинскому попу весь хлеб на корн? не то ничего не останется, вс?градом повыбьет!» Мужи?послушал?. Прошло ни мног? ни мало времен? собралас?– понадвинулас?грозная туча, страшным градом ?ливнем разразилас?он?на?ниво?мужика, весь хлеб – ка?ножо?срезал? На другой день идут мимо Ил? ?Николо? ?говори?Ил?: «Посмотри, каково разори?я мужиково поле!» ?Никола-угодни??отве?ем? чт?хлеб де мужико?давн?на корн?продан. «Постой же, я опять поправлю ниву, буде?он?вдво?лучш?прежнего!» Никола опять ?мужику ?заставил ег?выкупить побито?поле. Ме?те? откуда вс?взялось – стал?мужикова нива поправ?ть?: от старых пошл?новы? свежие побеги. Дождевые тучи то ?дело но?тся на?поле??поя?земл? чудный уродил? хлеб – высоки?да густой, сорной трав?совсем не видать, ?коло?налился полный-полный, та??гнёт? ?земл? Пригрело солнышко, ?созрел?рожь – словно золотая стои??поле. Мног?нажа?мужи?снопов, мног?наклал копе? уж?собрал? возить да ?скирды складывать. На ту пору идёт Ил? ?Николо? узнаёт Ил?, чт?поле мужико?выкуплен? ?говори? «Постой же, отым?я ?хлеб?спорость! Скольк?бы ни поклал мужи?снопов, больше четверик?зара?не вымолоти?» Никола-угодни?идёт ?мужику ?советует ем?во время молотьбы больше ка?по одному сноп?не класть на то? Стал мужи?молотить, чт?ни сноп, то ?четверик зерн? вс?закром? вс?клет?засыпа?рожь? ?вс?ещ?мног?остаёт?; пришлось новы?амбары строит?raquo;.
Част??разных быличках ?легендах Николая угодника сравнивают ?со святы?Касьяно? подчёркивая те?самы?особую любовь ?почтение народа ?святому Николе, ведь Касьяно?день отмечает? только ?високосные года – 29 февраля, ?Николины дн?– 2 раза ?году.
?Шиловско?районе было записано сраз?дв?подобных легенд?
КАСЬЯН ?НИКОЛА?УГОДНИ?/p>
Касья??Никола?Угодни?шл??церкву. Одна женщин?гд?то пахала ил?волочила, ??не?не ладилось. ?Касья??Никола?проходил?мимо, ?Никола?говори? «Пойдём, поможе?raquo;. «Не?уж, - говори?Касья? - я помогать не буду, я пойд?молить?». ?Никола?Угодни?пошё?помогать этой женщин? вс?ей налади? За эт?Бо?сказал: «Ты, Никола? будешь праздноваться дв?раза ?го? ?ты, Касья? чере?тр?на четвёрты?raquo;.
?ещ?одна легенд?от жительницы ? Юшта Трифоновой ? ?
«Господ?сказал Никола??Касьяну: «Вы ко мн?сёдня придитя». Касья?набодрил? ?попё? Ну ?Никола?собралси. Идёт?– мужи??возо??болоте заст?? ?он ег?помога?таскат?– эт Никола?то. Ну, чё жа, таскал ?пришёл, запоздал, весь ?грязи. ?Касья?чистай на?дита?весь пришёл вперёд. Он говори? «?Никола?та идее?» «Да я не знаю». Никола?пришёл, он ?говори? «Никола? ты чт?же запоздал, весь грязнай?» «Да чт? Господ? та?во?мужи??болоте заст???возо? ?я ем?помога?raquo;. «?ты, Касья? вида?» «Вида? ?буду я мазать? чт?ли?» ?он говори? «Ну, во?Никола?доброе дело сделал – ег?буду??го?2 раза праздноват? ?тебе ?тр?года один ра? ты, мо? не помо?raquo;.
?Никола?угодни??чудотворец: пришёл ?Богу – угодил Богу ?чудо сотворил».
?поныне угождает Богу ?лю??да творит чудеса велики?свято?Никола? архиеписко?Ми?Ликийски? чудотворец.
Храм во имя святите? Николая чудотворца ?? Дубровка.
Церков?Николая чудотворца ?? Задубровье.
|
РЕМЁСЛ?ШИЛОВСКОГО РАЙОНА. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТ? СОЛОМЫ, ЛЫКА. |
Во вс?времен?люди использовали для свои?бытовы?нужд самы?разные природны?материал? Эт??глин?для кирпичей ?посуды, ?древесин?для постройк?домо? для изготовлен? мебели… ?даже отдельны?част?растений: ветк? кора деревьев, стебли использовались ?крестьянско?хо?йств?весьма активн?
?лозоплетении (изготовлении веще?из вето?кустарниково?ив? мы рассказывали ?отдельно?статье. ?сегодня хоти?поговорить ?применении ?быту таки?материалов, ка?солома, берест??лыко. Ещ??XIX ? ?? Шилово бытовало сраз?нескольк?техник обработк?берест? аппликац?, резьба, сшивание, роспис? Но вс?таки основной техникой работы ?этим?материалам???давние времен? да ?сейчас остаёт? плетение.
Итак, чт?же могл?сделат?наши предки, скажем, из соломы? Конечн? ?каждой местност?есть свои особенност? Соломо?покрывал?избы, гд?то плел?из не?сумк??шляпы. ?наше?районе работа ?соломкой относилась, скорее, ?домашнем?производству, нежели ?ремесл? Из стебле?зерновых плел?шкатулки, другие мелкие вещи. Во многих деревня??сёла?из соломы делали… игрушк? Причём, не только сами дети во время игры, ка? например, ?? Ванчур, «из соломы делали початк??играли», но ?взрослые. ?? Константинов?рассказывали: «Из соломы делали отец ?де? из соломы наплетет шарико? Та?любу?делали ?корзиночки плел?из соломк?— играть де??raquo;. Ил?«отец из хворосто?дела?игрушк? ?из соломк?делали мужичк??ручкам?raquo; - эт?уж?? Инякино.
Шкатулки. Плетение из соломк? Работы Светланы Дёмино?nbsp; по старинному образц?
Игрушк?из соломк?
Чт?интересн? для детски?заба?использовались ?берест? ?даже лыко. Та? «из берест??лыка делали игрушк?raquo; ?? Константинов? ?? Ванчур «делали свистушк?из берест?raquo;, ??? Тырнов?игрушк?были «из бузины, берест?raquo;.
Игрушк?"собачк?quot;. Плетение из берест?
Но вс?же из коры деревьев (берёзы, липы ?других) делали ?основном корзин? кузова, короба разног?назначен?. Например, «севалк?raquo; - коро?для посева зерновых (? Боро??др.). Ил?«набирк?raquo; - кузо? коро? сплетённый из лыка, берест? использует? для сбор?яго??грибов (? Рубецкое). Причём короба могл?быть, ка?сделан?из луба, та??сплетены из лыка ил?берест? специально обработанных ?разрезанны?на полосы. Берестяны?полоскам (лентам) наши рачительны??экономны?прабабушки нашл??другое применение: им?обматывали треснувшие глиняны?горшки. Ед? конечн? ?тако?посудине уж?не свариш? но хранит??не? скажем, зерн?ил?муку, можн? ?? Новая Пустын?«из луба делали люльки». ?Терехове были «берестяны?больши?сумк?– кошель». Та?же называлась ?пастуш? сумк?из ? Лубоно? только плел?её из лыка.
Старинны?изделия из лыка: кошель, короба, севалк? корзин? лапт?
Коробочк?из берест? Горшок, обмотанный берестой.
Лу? лыко, берест?hellip; Стольк?всяки?названий, просто запутать? можн? Давайт?попробуе?разобраться, че?он?отличают?? ?берестой врод?бы вс?по?тн?– эт?кора берёзы. Да, матушк?– берёзк?наро?выдели?особ? даже для её коры специально? отдельно? название придумал. Лу??лыко – тоже кора дерева, по сути, один ?то?же материал. Вс? наверняка, слышал??тако?пасхальной игре, ка?«катани?яиц по лубк?raquo;. Лу?– эт??есть кусо?коры, сняты??дерева. Если убрать верхни? шероховаты?слой, то останется лыко – внутренняя, гладкая част?коры. Чаще всег?мастер?используют ?свое?работе лыко липы, он?боле??гкое, гибкое ?податливое. Имее?значение ?возрас?дерева. По утверждени?мастеров, «на рогожу, на решета идет старый лу? ?на лыко только лу?молодо?липк?raquo;.
?попу?рности липового лыка гово??nbsp; народные поговорк??речения. Во?некоторы?из ни?
«Мы тоже не лыко?шиты» — знае?дело ?имее?достоинств?
«Не всяко?лыко ?строку» — не упрекайт?за пустяшный промах.
«Ободра?ка?липк?raquo; — взя?непомерн?высоку?цену.
«Поме??ремешо?на лычк?raquo; — взя?плохое вместо хорошего.
«Надрал лыка» — строго расправился.
Ил?во?ещ? «Лыка не ?же?raquo; — та?гово???пьяно? ?которого язы?заплетается. Но есть ?этой поговорк??другое толкование - эт?значит, чт?челове?не може?сделат?саму?элементарную, просту? вещь. Но чт?же эт?за вещь такая – простая? ?ка?он?связана ?лыко? Оказывается, тако?просто? легкой работо?считалос??народе… плетение лаптей.
Вс?мы знае? чт?лапт?– эт?старинны?ви?обув? Название ег?происходит от слов?«лапа», то есть стоп?
?наше?районе (?ХIX веке) плетение? заготовкой ?продажей лаптей занимались ?? Ванчур («лапт?плел??каждой семь? некоторы?на продаж?raquo;). Кстати, ?этой деревн?умельц?плел?ещ??«?зовы?(?гкие)» лапт? Такж??связи ?изготовление?лаптей, ка?ремеслом, сохранилас?информац? ??? Юшта. Но ?основном плетение лаптей было домашним производство? каждый мужчин?должен бы?обеспечить обувью вс?свою большу?семь?
Во??лаптя?хочется поговорить особ? Не только ка??ремесленно?товаре, но ?ка?об очен?удобно??практичной обув? ?ещ? ка??предмете, используемом ?об?да?
Но, поскольк?лапт?– эт?тоже издели?из лыка, то мы не буде?выде?ть эт?тему ?отдельну?статью. ?сделае?небольшо?подзаголовок.
ЭХ, ЛАПТ?МО?
?па?ти сраз?всплываю?слов?русско?народной песн?
«Эх, лапт?мо?
Лапт?липовы?
Вы не бойтес?носитё –
?тька новы?сплетё».
Ка?верн?сказан? Самы?лучшим материалом для лаптей всегда считалос?липово?лыко, хо? плел?их ?из лыка других поро?деревьев: ?за, ракиты, вереск??березы.
Самыми красивым?получают? лапт?из лыка ?за, ?самыми плохим? – из ивовой коры (уж очен?он?быстро портятся). Но лапт?плел?не только из лыка, ?ещ?из берест??кожаны?ремешков ?даже из пеньковы?очесов ?ветхих верево? Таки?лапт? назывались чуни ?носились ?жаркую суху?погоду.
Для плетен? лаптей использовали специальны?инструмент - кочеды? Ученым?были найден?кочедыки, изготовленны?ещ??каменном веке. Для того чтоб?nbsp; делать лапт?по размер? из дерева изготавливалас?колодк? ее ?оплетали лыко?
Кочедыки, шило, но?
Кочеды? дере?нн? колодк? плетение лаптя.
?каждой местност?были свои способ?плетен? лаптей: ?пряму?клетку ил?косу? ??тк?ил??носк? различалис?лапт??по высоте. Художник ?этнограф Ефим Фаддееви?Грушин, уроженец ? Свинчу?Шиловского района, та?описывае?лапт? которы?носили во времен?молодост?ег?родителе?(1-я половина XIX века):
«На ноги одевал? лапт?ил?смирники, ?белыми портянкам? такж?домашнег?изделия. Смирники – те же лапт? но разниц? чт?их плел?из 7-ми лы?ил?концов. Оттого ?называют?смирники – от слов?«семь» - «семерики». Он??ви?имел?изящный ?само плетение мельче, ?просты?лапт?плел?из 5-ти лы?ил?концов; ?плетение крупне??грубее – таку?обув?носили девушк?бедных родителе?raquo;.
Всем премудростя?плетен? учил?мальчико?уж?ле??5-6. Именно, мальчико? ?прошлы?времен?работы, ка?впроче? ?вся культура, делились на мужски??женски? ?иных местах, по утверждени?исследователей, существовали весьма строги?запрет?на счёт плетен? лаптей женщинам? Вплоть до того, чт?девушкам запрещалос?даже прикасаться ?инструмент?плетельщик?– кочедыку. Говорили, чт?инач?девушк?вове?заму?не выйдет. ?наше?местност?информации ?таки?строгостя?не сохранилос? но плетение лаптей считалос?чист?мужски?за?тием.
Когд?то на Руси большая част?населения ходила ?лаптя? Даже выражени?тако?появилось – «Русь лапотн?», врод?ка?отстал?, нищая. Но во?чт?удивительн? практическ??каждом селе ил?деревн?нашего района уж??позапрошло?XIX веке были свои сапожник? ?то ?сраз?nbsp; по нескольк? ??многих крестья?nbsp; были ?сапоги, ?женски?полусапожк?(«полсапожки», ка?их называла ?некоторы?сёла?, ?туфл?«котики» (? Санско?, ?«штиблеты» ил?ка?говорила одна из жительни?? Фролов? «щиблет?— лакированные ботинк?на ?зинках». Но надевали кожану??лакированную обув?только по праздникам. ?повседневн?носили лапт??онучам? «На нога?суконные ил?портяны?ануч?ил?чулк? которы??зали сами, ?лапт?raquo; (? Тырнов?. ?? Тимошкин??лаптя?прилагалис?«ануч?raquo; - «самотканые из шерсти», «бахилы» — «сапоги (ка?брезентовы? одевалис?по?лапт? Когд?холодн?raquo;. ?холодное время «?лаптя?привязывались дере?нные колодк?raquo;, ?ещ?«?лаптя? ??ткам катушк?привязывали, чтоб?ка?каблук бы?raquo;. ?? Ванчур «по?лапт?одевал?тонкие ка?валенк?- «суконк?raquo;. Лапт?крепилис??ноге ?помощь?веревоче?- оборок, которы?продевалис??специальны?отверстия лаптя, пото?крес?накрес?оплетали ногу ?за?зывались чуть ниже коле?
Откуда же такая любовь ?наши?предко??этой обув? Только ли от бедности? ?може?быть, ещ??от того, чт?люди ?прошло?были весьма практичным?хо?евам? Им приходилос?быть практичным??экономными. Чтоб?обеспечить се? ?семь?всем необходимы?для жизн? жилище? едой, одеждо? обувью крестьяна?нужн?было мног?трудиться. «Ка?потопаеш? та??полопаеш?raquo;.
Конечн? лапт?очен?быстро изнашивают?. Не то, чт?сапоги ил?туфл? Однако, лапоть — обув?удобная ?легк?, ?ровной устойчивой подошвой, чт?особенно важн?для ходьбы по ?гкой сельской земл? Кром?того, ещ??полезн?, ка?сейчас гово?? экологически чист?.
Ка?бы та?ни было, но вплоть до середины XX века полюбивш?? ?народе обув?ещ?бытовала ?некоторы?местах России. Сейчас лапт?– музейные экспонат? Можн?их увидет??на выступления?этнографически?коллективо? на народных гу?ния?да фестиваля?
??наше?Центре «За?на» тоже есть нескольк?па?лаптей. ?мы, ка??другие музе? показываем их наши?посетите??на выставка??экспозиц?? используем их ?разных программах, предлагая примерит?лапт?на се? наши?гостя?
?ещ?рассказываем гостя?об одно?интересной игре, которая та??называлась - «Лапт?raquo;, ?играли ?не??? Нармушад?на Семи?(четвер?пере?Троице?. Игра заключалас??то? чт?«со всег?села собирались изношенные лапт? складывались ?кучу «поленницей», ка?дров? Играющие прыгал?чере?не? если кт?то задева?«поленниц?raquo;, то вс?хватал?из кучи лапт??бросал??него, он же старал? увернуть? ?убежат?raquo; («Народный календар?Шиловского кр?» ? ? Гаврилов).
?лаптя?хо??персонаж?наши?интерактивно - анимационных программ.
Лапт?примеряют наши гост?
Наши прабабушки ?прадедушки находили ?совсем уж необычно?применение лаптя?
Например, ?? Берёзово: «Пр?закладке дома читают молитв? ставя?пр?этом хлеб ?соль. ?углы закладываю?монеты. Из старог?дома принося?угли, обычно эт?делают, насыпая их ?лапоть. Пр?этом подразумевается, чт?Домово?из старог?дома переходи??новы?raquo;.
«Перевозили» ?лапт?Домового ?новы?до???? Ириц? «Переходи??новы?до??Домового ?собо?зовё? Ег?надо забирать. Беруть лапоть ?приговариваю?
«Во?тебе сани –
Поедим ?нами».
?то не пригласишь – он будеть обижаться».
?? Новосёлк?рассказывали, «чт?когд?пересе?ешься, то обязательно надо хо?ин?зват? Насыпали ?лапоть земл??везл? «Хо?ин мо? ид?со мной». ?одни не позвал? то жизн??ни?не заладилась».
«Когд?переезжали ?другой до? яво зову? «Хо?ин, пойдём ?свой до? ту?пожили, пойдём хо?иться туда». ?лапоть золу из печк?набирали ?на потоло?кидали. На потоло?Домовому ставил?поесть: «Еш? – говори? - нынч?праздник» (? Мосолово).
?1999 ? ?? Некрасовка была записала такая байк?
«ВЯЗОВЫ?ЛАПТ?raquo;
Де?Макаро?пошё?корову поит??новы??зовы?лаптя??поскользнулся ?упал ?колоде? ?орёт, кричит. Вытащили деда, де?сознание поте?? лапт??него снимаю? Бабк?Аксинья ег?кляне? ?он, то бе?па?ти бы? ?то лапоть схвати??её лаптём.
?напоследок предлагаем ва?нашу местну?легенд? ?которо?лапт?тоже играют главну?роль.
***
?наше?местност?сохранилас?такая легенд? Один очен?набожный мужи?пообещал Богу построит?часовн??чест?Николая Угодника. Но на эт?нужн?деньги. ?заработать он мо?только плетение?лаптей. Но лапт??то время были очен?уж дешёвыми. Эт?скольк??ем?нужн?было лаптей наплести да продат? чтоб?собрат?деньги на часовн? Во??трудил? он целыми днями.
?случилос?ка?то, чт?по реке проплыва?са?царь Пётр Iсо всей свое?свитой. Прослыша?он пр?мужика, пр?мечт?ег? да ?реши?помочь. Приказал всем сопровождающим ег? чтоб?завтра вс?явились ?нему на приё??лаптя? ?свит?то ?ца? большая. Во?он?вс??мужику ?кинулись, да ?скупил??него вс?лапт? Таки?образо? собрал мужи?стольк?дене? чт?не только на часовн? ?на целы?монастыр?хватил? ?назвал?этот монастыр?Николо – лапотным. Николо – ?чест?Николая Чудотворца, ?лапотный – потому чт?построен бы?на деньги, собранны?от продаж?лаптей. Кстати, монастыр?этот на само?деле существова? но, ?сожалени? до наши?дней не сохранил?.
?статье были использованы этнографически?материал?из:
1. Научного архива Этнокультурног?центра «За?на»;
2. Книг?? ? Гаврилов?«Народный календар?Шиловского кр?»;
3. Книг?«Этнографически?очерки», изданной по рукопи??Ефим?Фаддеевича Грушин?(составител?Дёмина ? ?).
|
ДЛ?НАШИ?САМЫ?ЮНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕ??ИХ РОДИТЕЛЕ?/b> |
Уважаемы?родители
Наши?самы?маленьки?посетителе?
Наверняка, кт?то из ва?уж?выше?на работу, ?кт?то работа??во время карантин?
Школьник?дома учат?, задания выполняют:
Пишу? читают, задачи решают.
?че?же дошкольникам
Дома за?ть??
Скучно бе?дела по дому слонять?.
Им та?хочется гу?ть,
Бегать, прыгат??играть.
?потому…
Предлагаем ва?разные игры ?задания для ваши?дете?
Вс?дети лю??рисовать, раскрашивать картинки. ?ещ?он?очен?любознательные. Поэтом??наше?клуб?для дошкольников «Жили-были» мы част?даём де??задания нарисовать ил?раскрасить картинку по теме за?тия. ?сегодня мы хоти?вспомнит?одно из таки?за?ти?клуб? Проводилос?он??2015 ? ?Детско?саду ?4 ? ? Шилово ?называлось «Ра?– матрёшка, дв?– матрёшка».
Итак, сначал?ва?надо прочитат?ребёнк?расска??матрёшка? Задать ем?нескольк?вопросов, узнать, чт?запомнил, чт?понравилос?
?теперь нужн?распечатат?контурны?изображения матрёшек. Мы предлагаем нескольк?таки?картинок, сканированны?из раскрасо? Но можн?найт??другие изображения ?интернет? Кому ка?удобно. ?пуст?ребёно?са?подберёт цвет?для свои?картинок ?раскраси?их.
Желаем удач?
РА?– МАТРЁШКА, ДВ?– МАТРЁШКА…
?ну-ка, ре?тк?
Отгадайт?тр?загадк?
1. ?до?разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Вс?он?си??друг ?дружке,
?всег?одна игрушк? Чт?эт?
2. Прячется от на??тобо?/p>
Одна куколк??другой.
На косыночках горошк?
Чт?за куколк?
3. Разноцветные подружки
Перепрятались друг ?дружке.
Ма?мала меньше.
?ко?же вс?эт?загадк? Правильн? ?матрёшка?
Матрёшка – наст?щая русская красавиц? Ру?ная, ?на?дном сарафане, на голове яркий платочек. Но, главно? эт?куколк?- ?секретом! Внутри не?прячутся весёлы?сестричк? ма?мала меньше.
Пр?матрёшку придумал?потешк?
Шл?матрёшки по дорожк?
Было их немножечко:
Дв?Матрён? тр?Матрёшки
?ещ?Матрёшечка!
По сравнени??другим?игрушкам? дере?нн? расписная куколк?молода, ей чуть боле?ст?ле? Для народной игрушк?эт?не возрас? Самы?древни?куклам, найденны?археологам? боле?трёх ты??ле?
Прообразом матрёшки могл?послужит?«писанк?raquo; - дере?нные расписны?пасхальные яйц? их уж?мног?веко?делают на Руси. Он?бывают полыми внутри, ??больше?вкладывает? меньше? Другим прообразом русско?матрёшки стал?японская ритуальн? кукл? внутри которо?помещалось ещ?нескольк?фигуро?
?конц?XIX века ?Абрамцев?(Московск? област? по эскизу художник?Серг? Малютина местны?токарь Звёздочкин выточи?первую дере?нную куколк? ?когд?Малюти?расписал её, получилась девочк??русско?сарафане, ?платочке, ?петухо??руке. По преданию, кт?то, увидев кукл? см?сь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрён?» ?те?по??зову?эт?игрушк?матрёшко?
Матрёшку сделат?непросто. Сначал?надо выточить из дерева заготовк? ?чтоб?ни сучк? ни трещинки не было. ?начинает работу мастер ?само?маленько?матрёшечки, лишь пото?их размер становит? вс?больше ?больше. Яркими, весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их ?на?дные одежды. ?во?уж?улыбается на?русская красавиц?
Усадьб?Абрамцев?находится ?до??Сергиевы?Посадо? которы?издавн?славил? мастерам?– игрушечникам? Вскоре ?сергиевопосадски?мастер?тоже принялись за дело. Стал?делать матрёшек ??других местах России: ?городе Семёнове, ?селе Полхов – Майдан, на ?тско?земл? ?Башкирии ?Воронеже.
Матрёшки бывают разных размеров: ?совсем крохотны?– не больше напёрстк? ?очен?больши? ?городе Семёнове была выточена самая большая матрёшка – высото??один метр, ?сост?ла он?из 72 куко?
Матрёшек вытачивают из древесин?лиственных поро?деревьев: липы, берёзы, ольх? осин? Их украшают разным?узорам? ярким?цветам? ягодами, сказочными птицам??ко?ми. Цвет?на сарафане матрёшки символизирую?добр??красот? ?птиц?– счасть??радост? ?сама матрёшка – эт?символ плодород?, богатств??материнств?
Традиционн?для роспис?матрёшек используют? гуаш??масляны?краски, но есть ?таки? которы?не расписываю?красками, ?украшают выжженными узорам?
?1900 году, на международно?выставке ?Париже русская матрёшка была отмечена золото?медаль? ??наши дн?он?уж?стал?одни?из символов России ?самы?попу?рным сувениро?для иностранны?гостей.
Об этом желанном сувенире Владимир Моисее?даже стихотворени?сочини?
МАТРЕШКА
Како?русски?сувени?/p>
Покори?уж?весь ми?
Балалайк? Не? …
Гармошка? Не? …
То – русская матрёшка!!!
Иностранцу не?желанней
Кукл??красно?сарафане.
Детская игрушк?эт?
Обошла уж?полсвета!
Та? немног??немало
Символом России стал?
Знаю?вс?её загадк?hellip;
?не?хранятся по по?дк?/p>
Краснощёки?девчонки…
Её младши?сестрёнк?
?секрет то?тоже знаю –
Разбираю, собира?
Достаю их друг за другом,
Расставля?полукругом;
Одна матрёшка, дв?hellip; ?во?hellip;
Матрёшек целы?хорово?
Посмотрите, каки?красавиц?
?теперь матрёшки для раскрашивания.
Руководитель клуб?"Жили-были" Лесников?Наталья.
|
НАРОДНЫЕ КУКЛ?НАШИ?ДНЕЙ |
Очен?попу?рным??наши дн?стал?разные кукл?– оберег?nbsp;?кукл?авторски? созданны?по мотива?традиционных народных куко? Несмот? на то, чт?способов изготовлен? не та?уж ?мног? кажд? мастериц?привноси??ни?чт?то своё, особенно? ?каждой складывает? свой стил? не похожи?на другие.
?ЭК?«За?на» хранятся кукл?мастериц?из ? ?зани Ларисы Токарево? которы?он?подарила на?нескольк?ле?наза? ?чт?само?ценное, ?каждой куколк?авто?прикрепила этикетку ?описание?того, чт?означает эт?кукл? каку?функци?он?выполняет. Ведь вс?эт?кукл?– оберег?
Итак, сначал?фотограф? этикетки ?описание?кукл? пото?– сама кукл?
Но мы ведь не просто храним куко?автора, но ?показываем их наши?посетите?? используем ?разных интерактивны?программах ?выставка?
Не правда ли, красив??оригинальн? ?ка?пр?тн?держат?этих куко??рука? рассматриват?их со всех сторон. Большо?спасиб?Ва? Лариса!
Есть ?Центре «За?на» ?св? мастериц?– авто?народных куко?. Эт?наша художник – модельер Ирин?Синёва. Особенностью её куко?являет? то, чт?вс?он?одет??костюм??народном стил? ?хо? авто?не ставит свое?цель?передать вс?детали традиционног?старинного на?да, но, гля? на её куко? сраз?можн?определить, ?како?местност?относится этот костюм.
Посмотрите, казалось бы, самая чт?ни на есть русская красавиц? ?сарафане ?кокошник? Однако, таки?кокошник?носили ?старин?девушк??северных областя?России. ?наше?местност? которая относится ?южнорусско?культуре, кокошник?совсем другой форм? ??тому эт?не девичи? ?женски?головной убор. Во?таку?«гостью ?севера» сшил?Ирин?
Чаще всег?авто?обращает? ?старинному ?занскому костюм? Во?кукл??девичьем на?де: сарафа??лентка на голове, закрывающая только ло?девушк?
Чт?за чудеса? Врод?бы, на голове девичья лентка, ?сами-то ?женско?поневе. Да, никаки?чуде? Бытовала ?наше?районе такая традиц?, чт?на некоторы?больши?праздник?девушкам разрешалос?надевать поневы. ?иногда даже женски?головные убор?
?эт?уж?женски?на?? Клетчатая понёва (нижняя част?женского костюм?, красная праздничная рубаха ?«сорока» (женски?головной убор).
Ещ?один традиционный головной убор ?зански?женщин - рогатая кичк?
На рубеже XIX-XX веко??сельской местност?появился та?называемый «полугородско?raquo; костюм – юбка ?кофт?
?та?одевалис?наши пр?hellip;бабушк??IX-XI века?? ? Дв?рубахи: нижняя ?верх?я, поя? на голове панг? особый головной убор, напоминающий головные убор?современно?мордвы. Украшения были по больше?част?металлически? Здес?мы види?нагрудну?бляху ?височные подвески. Кром?того, женщин?носили ?бусы.
?свое?работе авто?попыталась передать особенност?костюм?древне?мещерско?женщин?
Есть ?Ирин??«праздничны?raquo; кукл? отражающие разные об?ды: масленичны? пасхальные.
Кукл?- «встреч?гостей».
?получает?, чт?даже кукл? сшитые, казалось бы, одни??те?же способом, могу?быть абсолютн?разным?
Здес?мы продемонстрировали лишь небольшу?част?рабо?Ирин?Синёво? Некоторы?из этих куко?хранятся ?наше?фонд??качестве экспонатов. Но большинств?из ни?– эт?сувениры, которы??удовольствие?покупают наши посетители: ?жители Шилово, ?турист? Согласитес? неплохой подаро?для близкого человека?
|
Страницы: 19 [18] 17 16 .... 1 Календар?/a> |